Психогигиена и психопрофилактика — составляющие здорового образа жизни
Кратко
9-15 октября — неделя сохранения психического здоровья
В сознании большинства людей здоровый образ жизни ассоциируется с такими правилами поведения, как отказ от вредных привычек, здоровое питание, физическая активность и рациональное распределение времени на труд и отдых. Но этот перечень далеко не полностью отражает суть здорового образа жизни. Для достижения наибольшего эффекта в области сохранения и укрепления здоровья работу необходимо начинать с психогигиены и психопрофилактики.
Психогигиена и психопрофилактика — это наука о сохранении психического здоровья, основная цель которой — выявление негативных факторов и разработка мероприятий по их устранению.
К таким факторам, в первую очередь, надо отнести напряженные межличностные отношения, сложные отношения в семье, производственные конфликты. Чаще всего, оказавшись в эмоционально напряженной ситуации люди, в силу разных причин (особенности воспитания, черты характера, возраст и т.д.) пытаются сдержать негативные эмоции, любыми способами уйти от негатива. Но, не имея знаний и необходимых навыков, они попадают в ловушку саморазрушающего поведения: отсутствие способности к релаксации, неумение рационально использовать имеющиеся ресурсы, деструктивные пути выхода из напряженной ситуации (алкоголь, сигареты, кофе).
Обучать методам заботы о своем эмоциональном состоянии могут пси-хологи, психотерапевты, педагоги, социальные работники, врачи. Но, ответственность за «гигиену собственной души», в первую очередь, лежит на каждом из нас. Душа так же требует своего ухода, чтобы сохранить здоровое состояние.
Для того чтобы овладеть основными приемами психогигиены
необходимо знать, с чего начинать. Очень часто психическое напряжение
вызывают информационный дефицит, ситуации неопределенности, внутренние конфликты, тревога. И в этот момент появляются мысли, которые повторяются с завидным постоянством. По мере их «прокручивания», ситуация обрастает все новыми и новыми подробностями. И, чем сильнее переживания, тем ярче и правдоподобней мысли.
Таким образом, создается яркая картина происходящего, 8 которую человек верит. Он понимает, что в жизни у него идет что-то не так, но что именно надо изменить он не понимает, так как оказался в ловушке социально-одобряемых оправданий (« я все правильно делаю», «я же для них стараюсь», «я лучше знаю, как поступить»). Именно в этот период нарушается психологическое равновесие, теряется душевное и физическое здоровье.
Работа с собственными мыслями — один из важнейших приемов психогигиены. Для этого необходимо понаблюдать, какие мысли приходят в голову чаще всего, что вы говорите мысленно себе, когда что-то идет не так, как хотелось бы, что говорите, когда расстроены.
Так же полезно спросить у себя:
Насколько точно отражается ситуация в моем сознании?
Какие потребности у меня не удовлетворены на данный момент?
Что я делаю для достижения результата?
Чего я не делаю для достижения результата?»
Ответы на эти вопросы возвращают в реальность, открывают доступ к имеющимся ресурсам, позволяют увидеть конструктивные пути решения проблемных ситуаций.
И, если такие простые действия войдут в привычку, то мы получим мощный механизм саморегуляции, что является основой сохранения и укре-пления здоровья.
Педагог-психолог ГКУЗ НСО «Региональный центр медицинской профилактики» НЕСТЕРЕНКО Татьяна Владимировна