Земляки

Путь художника, или Это вам не бумагу щекотать карандашиком

Кратко

Художник Евгений Назимко поменял городской комфорт на гармонию сельской жизни в селе Шайдурово

Человек, живущий будущим, имеющий знакомства с выдающимися деятелями искусства и литературы, большой опыт преподавательской деятельности и грандиозные планы, спокойно поменял городской комфорт на гармонию сельской жизни в селе Шайдурово. Кто он?

От математики до Рембранта

Художник, писатель и искусствовед — Евгений Назимко

«Когда я учился в школе, готовился поступать на физмат. За месяц до экзаменов понял, что езжу за компанию со своим другом. Жизнь развернулась на 180 градусов, и я был зачислен на архитектурный факультет Сибстрина.  Математику люблю до сих пор, в домашней библиотеке моей – сотни книг, посвящённых этому юношескому увлечению», — рассказывает Евгений Геннадьевич.

Портрет Веры Клепиковой, была во время войны медсестрой, и чтобы хоть как-то отключиться от ужаса, который её окружал, учила стихи. Автор книги «Воспоминания о войне».

У него несколько дипломов о высшем образовании, самый памятный, конечно, — института живописи, ваяния, и зодчества имени Репина в Санкт-Петербурге.  Поработал реставратором темперной живописи, старшим научным сотрудником национальной картинной галереи Молдовы, художником торговой рекламы, инспектором охраны памятников и 28 лет — преподавателем в вузах Новосибирска.  

Мой собеседник вспоминает: «Я делал эскизы архитектурных объектов, занимался дизайном джазового объединения Новосибирска, писал акварелью и маслом, увлекался станковой графикой, эстампом и скульптурой. В 90-е годы организовал офортную (офорт — художественная резьба по металлу – прим.ред.) студию «Рембрандт в шапке» при архитектурном институте. Она просуществовала 22 года. Я никогда не делал заказных офортов, зарабатывал преподаванием».

Быстро к холсту!

Своим ученикам Евгений Назимко часто приводил метафору о том, что борщ, приготовленный по всем правилам, но поданный холодным, есть невозможно. Так и художественное произведение, будучи формально правильным, но лишённое его творческого горения – суррогат духовной пищи.  Художник уверен, что академическому рисунку он может научить любого. А вот личному отношению…

Когда анализировал успешность своих учеников, пришёл к выводу, что появление творческих людей — процесс цикличный: то густо, то пусто. Ничего не поделаешь. Остаётся только ждать следующей волны одарённых личностей. Тогда преподаватель успокаивается и понимает, что не всё от него зависит.

    Как же рождаются настоящие произведения?                     «Необходимо вложить в него всю душу. Для искусства это важнее, чем школа и выучка. Нужны энергия и отношение к тому, что делаешь. Обязательно много работать, чтобы в момент, когда ангелы будут посылать вдохновение, творец находился за холстом», — рассуждает Евгений Геннадьевич.

Свой дом узнали сразу

С будущей женой Мариной познакомился 18 лет назад в институте, где были коллегами, преподавали на кафедре рисунка, живописи и скульптуры. Поженились и обзавелись тремя детьми.


Сын Василий, с переездом на новое место жительства увлёкся рыбалкой на озере
Евгений и Марина осуществили давнюю мечту – жить на земле.
 

«Мы с Маришей давно подумывали переселиться в сельскую местность. У нас была дача на берегу Оби, она полностью сгорела, когда в неё во время грозы попала молния. На деньги от продажи участка мы и решили купить дом в деревне», — объясняет художник.

В поисках места Евгений и Марина Назимко поехали в сторону Обского моря, затем — через Сузунский район и Караканский бор. Оказались в Шайдурово. Практически сразу увидели его. Свой дом. Марина Булатовна сказала: «Хочу здесь жить!»

 В начале лета  приехали жить на новое место. Оформили сыновей в местную школу, старшая дочь осталась учиться в городе. Потихоньку осваиваются, знакомятся с соседями.

Что было в начале?

Зачем ехать в деревню творческому человеку? Ответ на этот, возможно и не заданный, вопрос приходит между строк в разговоре. Писать. Творить. Не отвлекаясь на пустое и суетное. 

«У меня много планов. Когда я переключаюсь между своими проектами, например, на живопись или графику, мне всегда жалко, что для этого придётся бросить писать стихи или прозу, — объясняет художник. — Есть целый список портретов, которые нужно сделать».

О чём можно сказать себе молодому? Что бы было, если бы? Размышления в сослагательном наклонении забавны, тем более что увлечение художника математикой забыть не так-то просто. Но подводя итог беседе, Евгений Назимко непреклонен: «К рисованию я очень долго относился несерьёзно, как к щекотанию бумаги карандашиком. Сегодня я могу уверенно утверждать, что именно художники создали современный мир. Но, как известно, в начале было слово…»

Мария МАРЧЕНКОВА