Образование

В одном чате с учителем

Одним из плюсов пандемии стал безоговорочный процесс обучения всех слоёв общества информационным технологиям. Но если среди взрослых работа на «удалёнке» не стала массовой, то в школе дистанционное обучение было поголовным.

Два дня шёл очный этап конкурса «Урок года с применением ИКТ». Можно сказать, что его площадкой стала Сузунская школа № 301 имени В. А. Левина. Жюри оценивало целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий, эффективность сочетания традиционного и инновационного опыта, привлечение обучающих программ и электронных учебников, интерактивность учеников, действенность различных интернет-ресурсов. Кроме того, занятие должно было содержать не менее пяти мультимедийных приложений, разработанных участником конкурса.

Платформа Учи.ру, интерактивный скелет Гоша, обычные губки, разовые стаканы и прочие неожиданные наглядные пособия помогли учителю начальных классов Сузунской школы № 1 Евгении Шмидт познакомить второклассников с темой «Строение тела человека». Не всегда интерактивная доска может заменить знакомые детям предметы. Поэтому очень уместно в разговоре о тонком кишечнике Евгения Александровна предложила ученикам увидеть те самые восемь метров на примере верёвки. Восторг полный! Удивить малышей — это и значит, что материал урока останется в их памяти. «Наши современные дети так и устроены — с ИКТ любая тема запоминается лучше», — подвела итог педагог.

Третьеклассники ответили, для чего нужна математика, потренировались в устном счёте и вместе с учителем назвали тему урока: «Деление суммы на число». Учитель Ключиковской школы Наталья Шабалина предложила детям самим составить задачи о яблоках в корзинах, а вместе освоили два способа деления. Интерактивная доска не только помогла закрепить тему, но и провести физкультминутку.

Наверное, высшую степень радостной вовлечённости учеников в использование ИКТ можно было увидеть на уроке английского языка Екатерины Ихновой, учителя Сузунской школы № 2. Разгадали ребус — получили тему занятия: «Экзотические животные». Сопоставить названия и картинки — к доске выходили несколько пятиклассников. Дружно проговаривали: тигр, панда, лев… «Достаём смартфоны», — чьё детское сердце не откликнется на такие слова учителя? Итак, самостоятельное задание на листах, где вместо картинок — QR-коды. Первым открыли павлина, а Екатерина Владимировна оценила устную речь пятиклассников. Завершая урок, она попросила школьников послать ей голосовое сообщение. Вот телефон учителя на интерактивной доске сменяется на табличку с числами от одного до тридцати одного. Нужно нажать цифру — свой день рождения, тогда обозначится животное. Описать его — это и есть домашнее задание.

На прощание Екатерина Владимировна сказала ученикам, что видео, снятое во время урока на платформе Tik-tok, они могут увидеть в одном чате с учителем. Этот же ролик уже размещён и в родительской группе, мамы и папы увидят, как занимались их дети. «В седьмом классе у школьников будут первые всероссийские проверочные работы. Есть и задание — говорение, поэтому мы сейчас тренируемся. Классы большие, учителю не хватит времени прослушать каждого школьника. А по телефону педагог может услышать и понять все недочёты речи, над чем ещё предстоит поработать ученику», — пояснила участница конкурса.

«Ах, если б не вис интернет!» — эту фразу слышали члены жюри не раз. Но все участники конкурса были в одинаковых условиях: незнакомые классы и предусмотрительно взятые ноутбуки, смартфоны, картинки, надписи на листах бумаги, магниты и всё остальное. Для учителя английского языка Маюровской школы Марии Камиловой непривычным было присутствие большого числа шумных второклассников на уроке. Тему урока «Мои друзья и любимцы» успели изучить.

Про алгоритмы, исполнителей (людей, животных, компьютеры, машины) и их характеристики шла речь на уроке информатики Ирины Гущиной, учителя Шарчинской школы. Кто нужен работодателю: формальные или неформальные исполнители? Семиклассники ещё ответят на этот вопрос. А на уроке они размышляли о необходимости компьютера: зачем он? Прошли тестирование по теме урока и получили кроссворд — домашнее задание.

С первой минуты урока задала темп учитель Ирина Рожнева из Меретской школы. Неудивительно, ведь это был урок физической культуры. С помощью интерактивной доски и педагога ребята изучали «Ловлю и передачу баскетбольного мяча в парах, тройках на месте и в движении» и применяли сразу на площадке. Урок пролетел незаметно. К слову, сам спортивный зал получил от жюри высший балл: он расположен в новой пристройке 301-й школы, и уроки в нём идут только три месяца.

Учитель физики Сузунской школы № 301 Константин Юрьев провёл лабораторную работу «Исследование изотермического процесса». А началось всё с бум! — лопались красные воздушные шары. Это по просьбе учителя десятиклассники проверили, получится ли погрузить кубик в сильно накачанный шар. Слабо накачанные зелёные шары во время опыта остались целы. Прямая аналогия с перекачанной автошиной: что может случиться во время движения, к каким драматическим последствиям может привести. Десятиклассники ставили проблемные вопросы, сканировали QR-коды, решали кроссворд о газовых законах. Впервые поработали с цифровой лабораторией Releon. Будут выполнять домашнее задание с помощью различных источников: узнать, в каких пределах находятся нормальные значения давления воздуха в камерах велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Практико-ориентированный урок прошёл успешно.

Жюри подвело итоги конкурса «Урок года с применением ИКТ». Поздравили победителя — Евгению Шмидт. Лауреатами стали Константин Юрьев, Екатерина Ихнова, Наталья Шабалина. 

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ