Одним из плюсов пандемии стал безоговорочный процесс обучения всех слоёв общества информационным технологиям. Но если среди взрослых работа на «удалёнке» не стала массовой, то в школе дистанционное обучение было поголовным.
Два дня шёл очный этап конкурса «Урок года с применением ИКТ». Можно сказать, что его площадкой стала Сузунская школа № 301 имени В. А. Левина. Жюри оценивало целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий, эффективность сочетания традиционного и инновационного опыта, привлечение обучающих программ и электронных учебников, интерактивность учеников, действенность различных интернет-ресурсов. Кроме того, занятие должно было содержать не менее пяти мультимедийных приложений, разработанных участником конкурса.
Платформа Учи.ру, интерактивный скелет Гоша, обычные губки, разовые стаканы и прочие неожиданные наглядные пособия помогли учителю начальных классов Сузунской школы № 1 Евгении Шмидт познакомить второклассников с темой «Строение тела человека». Не всегда интерактивная доска может заменить знакомые детям предметы. Поэтому очень уместно в разговоре о тонком кишечнике Евгения Александровна предложила ученикам увидеть те самые восемь метров на примере верёвки. Восторг полный! Удивить малышей — это и значит, что материал урока останется в их памяти. «Наши современные дети так и устроены — с ИКТ любая тема запоминается лучше», — подвела итог педагог.
Третьеклассники ответили, для чего нужна математика, потренировались в устном счёте и вместе с учителем назвали тему урока: «Деление суммы на число». Учитель Ключиковской школы Наталья Шабалина предложила детям самим составить задачи о яблоках в корзинах, а вместе освоили два способа деления. Интерактивная доска не только помогла закрепить тему, но и провести физкультминутку.
Наверное, высшую степень радостной вовлечённости учеников в использование ИКТ можно было увидеть на уроке английского языка Екатерины Ихновой, учителя Сузунской школы № 2. Разгадали ребус — получили тему занятия: «Экзотические животные». Сопоставить названия и картинки — к доске выходили несколько пятиклассников. Дружно проговаривали: тигр, панда, лев… «Достаём смартфоны», — чьё детское сердце не откликнется на такие слова учителя? Итак, самостоятельное задание на листах, где вместо картинок — QR-коды. Первым открыли павлина, а Екатерина Владимировна оценила устную речь пятиклассников. Завершая урок, она попросила школьников послать ей голосовое сообщение. Вот телефон учителя на интерактивной доске сменяется на табличку с числами от одного до тридцати одного. Нужно нажать цифру — свой день рождения, тогда обозначится животное. Описать его — это и есть домашнее задание.
На прощание Екатерина Владимировна сказала ученикам, что видео, снятое во время урока на платформе Tik-tok, они могут увидеть в одном чате с учителем. Этот же ролик уже размещён и в родительской группе, мамы и папы увидят, как занимались их дети. «В седьмом классе у школьников будут первые всероссийские проверочные работы. Есть и задание — говорение, поэтому мы сейчас тренируемся. Классы большие, учителю не хватит времени прослушать каждого школьника. А по телефону педагог может услышать и понять все недочёты речи, над чем ещё предстоит поработать ученику», — пояснила участница конкурса.
«Ах, если б не вис интернет!» — эту фразу слышали члены жюри не раз. Но все участники конкурса были в одинаковых условиях: незнакомые классы и предусмотрительно взятые ноутбуки, смартфоны, картинки, надписи на листах бумаги, магниты и всё остальное. Для учителя английского языка Маюровской школы Марии Камиловой непривычным было присутствие большого числа шумных второклассников на уроке. Тему урока «Мои друзья и любимцы» успели изучить.
Про алгоритмы, исполнителей (людей, животных, компьютеры, машины) и их характеристики шла речь на уроке информатики Ирины Гущиной, учителя Шарчинской школы. Кто нужен работодателю: формальные или неформальные исполнители? Семиклассники ещё ответят на этот вопрос. А на уроке они размышляли о необходимости компьютера: зачем он? Прошли тестирование по теме урока и получили кроссворд — домашнее задание.
С первой минуты урока задала темп учитель Ирина Рожнева из Меретской школы. Неудивительно, ведь это был урок физической культуры. С помощью интерактивной доски и педагога ребята изучали «Ловлю и передачу баскетбольного мяча в парах, тройках на месте и в движении» и применяли сразу на площадке. Урок пролетел незаметно. К слову, сам спортивный зал получил от жюри высший балл: он расположен в новой пристройке 301-й школы, и уроки в нём идут только три месяца.
Учитель физики Сузунской школы № 301 Константин Юрьев провёл лабораторную работу «Исследование изотермического процесса». А началось всё с бум! — лопались красные воздушные шары. Это по просьбе учителя десятиклассники проверили, получится ли погрузить кубик в сильно накачанный шар. Слабо накачанные зелёные шары во время опыта остались целы. Прямая аналогия с перекачанной автошиной: что может случиться во время движения, к каким драматическим последствиям может привести. Десятиклассники ставили проблемные вопросы, сканировали QR-коды, решали кроссворд о газовых законах. Впервые поработали с цифровой лабораторией Releon. Будут выполнять домашнее задание с помощью различных источников: узнать, в каких пределах находятся нормальные значения давления воздуха в камерах велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Практико-ориентированный урок прошёл успешно.
Жюри подвело итоги конкурса «Урок года с применением ИКТ». Поздравили победителя — Евгению Шмидт. Лауреатами стали Константин Юрьев, Екатерина Ихнова, Наталья Шабалина.
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ
Об обстановке в сфере здравоохранения Новосибирской области на оперативном совещании в областном правительстве доложила представитель…
Губернатор региона Андрей Травников вручил Благодарственное письмо родителям героически погибшего участника специальной военной операции Семёна…
Самодеятельному автору, поэту Александру Казакову посвятили мероприятие библиотекари Сузунской центральной модельной библиотеки
25 ноября - 1 декабря - неделя борьбы со спидом и информирования о венерических заболеваниях