Здравоохранение

«УРОКИ БЕЗОПАСНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Кратко

10-16 — июля неделя, направленная на снижение смертности от внешних причин

Обеспечить безопасность детей — задача взрослых. Единственное верное решение — своевременно обучать своего ребенка основным правилам поведения дома, на улице, в школе.

Многие родители просто не задумываются, что на такие темы необходимо беседовать с ребенком, надеясь добиться желаемого запретами, а то и угрозами «если я узнаю…, то…». Однако, самостоятельности и ответственности, как и доверительных отношений, запретами и угрозами не достигнешь. «Уроки безопасности» дети должны получать именно в семье, постепенно, с раннего детства, ведь многих ситуаций и несчастных случаев можно избежать. Самый лучший способ обучения — это собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их:

  • Храните в недоступных для детей местах емкости с химикатами и другими опасными веществами, лекарства, спички и зажигалки. 
  • Запретите подростку самостоятельно брать что-либо из домашней аптечки.
  • Следите за исправностью розеток, электроприборов.
  • Научите ребенка правильно общаться по телефону. Ребенок никогда не должен говорить, что находится дома один, называть адрес и номер квартиры. Прикрепите на видном месте листок с телефонами (ваш рабочий и мобильный, телефон соседей, милиции, скорой помощи, пожарной охраны).
  • Обучайте детей безопасному пользованию интернет ресурсами. Ограничьте доступ к нежелательному содержимому (насилие, наркотики и прочее), проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Объясните, что при пользовании WEB-ресурсами нельзя заполнять графы, относящиеся к личным данным, таким, как домашний адрес, номер телефона, номер школы и класс, место работы родителей; нельзя соглашаться на личные встречи.
  • Соблюдайте «пешеходную культуру».Если вы говорите, что нельзя переходить дорогу на красный свет, но при этом сами так поступаете, – вряд ли ребенок будет следовать этому правилу. Ведь взрослый своими поступками опровергает то, чему он пытается его научить («делай то, что я говорю, а не то, что я делаю»).
  • Перевозите детей в автомобиле в специальных детских автокреслах.

Детям необходимо разъяснять и постоянно повторять «правила безопасности». Однако все, что вы говорите с частицей «не» — не обожгись, не беги, не прикасайся…и т.д., дети не воспринимают. Показывайте и рассказывайте, как можно и нужно, а не как нельзя. Учите предвидеть опасность и избегать её, «сначала думать, потом действовать».

Если ребенок один в квартире, опасно:

  • Нюхать и пробовать на вкус препараты бытовой химии, лекарства, распылять аэрозоли «просто так».
  • Включать неисправные электроприборы, оставлять включенные электроприборы без присмотра, прикасаться мокрыми руками к электрической бытовой технике, брать горячие предметы (сковородки, кастрюли, в том числе из микроволновой печи) голыми руками.
  • Высовываться из окна, сидеть на подоконнике, независимо от этажа, на котором находится квартира.
  • Открывать дверь незнакомым людям.

Покидая квартиру, нужно:

  • Посмотреть в «глазок» и убедиться, что за дверью нет посторонних.
  • Закрывать дверь, уходя из дома даже ненадолго.
  • Садиться в лифт только с хорошо знакомыми людьми.
  • Заходить в квартиру при возвращении домой, если за спиной нет незнакомых людей.
  • Не входить в квартиру, если дверь оказалась открытой.

Находясь на улице, опасно:

  • Переходить проезжую часть не по пешеходным переходам.
  • Выходить на проезжую часть на нерегулируемых пешеходных переходах до того, как машины остановятся.
  • Стоять близко к проезжей части, ожидая зеленого света светофора.
  • Переходить дорогу, не убедившись в своей безопасности со всех сторон: посмотреть сначала налево, затем направо, затем еще раз налево, и только тогда начинать переход через проезжую часть. При этом стараться не останавливаться посередине дороги.
  • Заскакивать в дверь общественного транспорта, которая вот-вот закроется.
  • Обходить любой маршрутный транспорт — трамвай, троллейбус или автобус, маршрутное такси — спереди или сзади. Если нужно перейти на противоположную сторону проезжей части, следует дойти до ближайшего пешеходного перехода. Если перехода нет, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки и только потом переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • Кататься на велосипедах и роликах на проезжей части.
  • Садиться в машину к незнакомым людям

Находясь в школе, нужно:

  • Покидать здание школы в учебное время только с учителем или с его разрешения.
  • Не заходить в школьные подвалы, подсобки и чердаки.
  • Не открывать окна без разрешения учителя.
  • Аккуратно перемещаться по лестницам.
  • Не оставлять в раздевалке, на парте, на подоконниках ценные вещи. В случае кражи нужно рассказать об этом учителю или охраннику.
  • Не заходить в туалет, если там находится незнакомый взрослый человек.
  • Не ввязываться в драки, решать конфликты мирным путем.
  • Избегать общения с теми, кто предлагает попробовать спиртное или наркотики, покурить «травку».
  • Принимать пищу только в столовой.
  • Сообщить учителю о плохом самочувствии или сложной для себя ситуации.

Объясняйте детям, что следование этим простым правилам снижает вероятность попадания в неприятные и опасные ситуации! И не в форме запрета, а в форме призыва. Только тогда ребенок сможет запомнить и применить данные правила. Любите и оберегайте своих детей, следите за их безопасностью!

Кочнева И.М., врач-методист