Образование

Верою и правдою служить России

Виктора Богданцева и его знамённую группу сузунцы привыкли видеть 9 Мая на митинге. Кажется, он рождён, чтобы руководить курсантами военно-патриотических клубов.

А с чего всё начиналось? «Моя семья жила в Казахстане. Из Алма-Атинской области и ушёл в армию в 1981 году. Военкомат провёл предварительно свою работу: меня проверяли, опрашивали родителей и соседей, составил характеристику участковый», — рассказывает Виктор Николаевич о том, как его направили служить в войска спецсвязи. Сначала новобранцев отправили в Житомирскую область, в учебную роту. Полгода шла подготовка. Потом из Украины рядовой Богданцев отбыл к месту службы в ГДР.

До призыва в армию парни немного по-другому представляли службу: только по телевизионным передачам и художественным фильмам. Уже в первые дни поняли, что всё не так легко и просто, как показывают по телевизору в передаче «Служу Советскому Союзу». Это труд, это стресс, ко всему нужно привыкать: новые люди, новая обстановка. «В обычной гражданской жизни мы жили расслабленно, можно было что-то не сделать, хоть и запланировано, отговориться какой-то причиной. А в армии строгий режим дня, и нужно было научиться подчиняться. Наверное, всё это было самым сложным в первое время. Потом ты ко всему привыкаешь и выполняешь требования армейской жизни», — объясняет Виктор Николаевич. Осознание, через что проходит новобранец, чтобы стать солдатом, — помогло ему потом, когда он пришёл работать в школу.

Мы возвращаемся в начало 80-х, когда появились первые публикации о дедовщине в Советской армии. Пришлось ли столкнуться с неуставными отношениями? «Унижений, физических наказаний не было. Всё-таки отбор в часть для Группы советских войск в Германии был строгим. Но старослужащие пользовались авторитетом, должны были научить молодых, в наряд заступали двое молодых и один «старик». Не в почёте были стукачи, лжецы, болтуны. Наказания были: отжаться, подтянуться. Самое тяжёлое наказание, когда отправляют домой, служить в СССР, такое тоже было. Уезжать из родной части с таким пятном было позорно. Без дисциплины армии не бывает. Мы понимали, что служим в секретной части, и увольнений у нас тоже не было, — но служба Виктору Богданцеву запомнилась, конечно, не только этим. – Приятно было на тренировках выполнить нормативы на отлично. Разворачивали-сворачивали станцию, выходили на связь и получали благодарность комбата. Тренировки были постоянными, зато на учениях мы выполнили всё чётко».

Кроме воинской части что-то запомнилось? «Да, мы видели Велогонку мира, очень интересно. На экскурсию в старинные немецкие замки нас возили два раза. Удивительно было увидеть готическую архитектуру, убранство помещений, послушать экскурсовода», — такие подарки командования невозможно забыть, ведь попасть в заграничную поездку по путёвке в советское время удавалось немногим. Радостным событием для Виктора был и отпуск домой.

Рядом были части разных родов войск: танкисты, артиллеристы, инженеры, лётчики. И Виктор Богданцев участвовал в конкурсе по строевой подготовке среди войск ГСВГ. Ежегодно в День республики, седьмого октября, их гвардейская часть ездила на парад. Запомнились солдатам и общевойсковые учения СССР и стран Варшавского договора «Щит-83» летом 1983 года. Тогда в строю они встречали министра обороны СССР Дмитрия Устинова и сопровождавших его генералов. В рамках мер по соблюдению режима секретности действительные названия воинских частей изменялись на условные. Соединённые Штаты, в свою очередь, проводили в июне учения «Глобальный Щит-83».

Служба закончилась, Виктор приехал домой. Пригласили в школу работать военруком. Но одно дело – знать службу, совсем другое – преподавать начальную военную подготовку. Один из коллег посоветовал вспомнить, что ему, Виктору Богданцеву, было сложно на первых порах в армии. «Вот от этого и иди, рассказывай ребятам о службе, о дисциплине. Мотивируй заниматься спортом, физическим трудом. Загружай их строевой подготовкой», — совет он услышал и старался воплотить в жизнь. Школьникам нравилось учиться в стрелковом кружке, готовил их к игре «Зарница». А потом были трёхмесячные курсы офицеров запаса. В советское время военруки так получали офицерские звания.

В 1985-1988 году по контракту приехал в Россию, служил во внутренних войсках в Башкирии, в охране военных заводов. В 2001 году семья Богданцевых переехала в Сузун. Виктор Николаевич устроился в школу № 2 военруком. В феврале 2002 года организовал конкурс «А ну-ка, парни!». Давно такого не было в Сузуне, старания нового педагога отметили. Как назвать новое объединение школьников, Виктор Николаевич решил сразу: «Гвардия», в честь той части, где проходил службу в ГДР. Его ребята участвовали в летней «Зарнице». В то время в районе было только два ВПК: в ДДТ и 301-й школе. Съездил на областной этап «Зарницы», а потом отдел по делам молодёжи предложил Виктору Богданцеву создать в школе № 2 ВПК.

В 2003 году из отряда «Гвардия» был создан ВПК с таким же названием. С ребятами разработали знамя клуба, оно получилось похожим на штандарт министерства обороны. Девиз придумал руководитель: «За веру, Отечество и россиян». О казачестве тогда и речь не шла, но слоган почти совпал. Курсанты выступали на всех сборах, имя «Гвардия» стало известно в области. «В 2013 году меня позвали новосибирские казаки, предложили организовать ребят под казачьим флагом. Конечно, сначала сам познакомился с историей, всё обдумал. Предложил родителям, ребятам. Так возник православный казачий клуб «Родина». Уже второе поколение воспитываю. Своих детей приводят ко мне мои взрослые ученики. Был батя, теперь дед», — улыбается Виктор Николаевич.

Его работа связана не только с подготовкой к службе в армии. «ВПК – это объединение детей, которым интересно общаться, они хотят вырасти хорошими людьми. К нам идут, как в семью, — поясняет руководитель «Гвардии» и «Родины». – Не все дети могут найти себя в творчестве или спорте, в учёбе не у всех получается. У современных учеников интернет отнимает то время, которое мы расходовали на реальную дружбу. В клубе они могут поговорить на одном языке, посочинять, здесь все друг друга понимают. Как тимуровцы, мы ходили с концертами и подарками в Дом милосердия до пандемии. Они оттуда другие приходят, задумываются об одиноких стариках, о жизни вообще. Другими они приезжают и после Поста № 1 в Новосибирске, когда отдают долг памяти павшим. Это всё – воспитание».

Мы встретились в школе, в его кабинете кипит жизнь. Только что мама привела маленького сына, вот и ещё один новичок в клубе. Двое курсантов выносят стол в коридор, здесь новичку покажут, как разбирать автомат, потренируются и другие ребята. Старшие наводят порядок на полках, укладывают снаряжение для выезда. Ждут очереди на занятия строевой подготовкой ребята из другой школы. «Приходят друзья наших учеников, берём в свой ВПК и их, есть несколько, — Виктор Николаевич наблюдает, чтобы дело нашлось каждому. – Занимаемся два раза в неделю. Но при подготовке к мероприятиям – чаще».

Девчонок здесь много, они такие же целеустремлённые, как мальчишки. И стараются подчеркнуть свою женственность косами, бантами, аккуратностью и отличными оценками в любом испытании на смотрах. «Курсанты своей активностью отличаются от других школьников», — это наблюдение Виктора Николаевича. Какие мероприятия для курсантов – самые интересные? «Профильные смены, — отвечает он. – Стремятся попасть, чуть не в драку. Все учёбу подтягивают. Обстановка в центре «Патриот» очень дружелюбная. Это установилось со времён Анатолия Степановича Харитошина, вспомним добрым словом Авиацентр. Конечно, заслуга и директора Любови Юрьевны Полтавской. Дети хотят встретиться с друзьями из других клубов. Спрашивают, кто ещё приедет. Для них эти смены, как фейерверк среди обычных будней. Само ожидание уже становится праздником.

Педагоги работают на одной волне: руководители ВПК из Ключиков Денис Викторович Овчинников («Каскад»), из Шипуново Евгений Викторович Малютин («Легион»), из Болтово Александр Леонидович Делков («Багратион»), из Битков Андрей Владимирович Малков («Беркут»), из Сузунской школы-интерната Анатолий Анатольевич Логинов («Витязь»), из Сузунской школы № 1 Сергей Алексеевич Калинин («Патриот»)».

Что самое главное в жизни для Вас? «Чувствовать, что кому-то нужен», — Виктор Николаевич прощается и идёт к детям. Его ждут.