Возрастные кризисы в развитии ребёнка
Кратко
4-10 марта – неделя здоровья матери и ребёнка
Детство – один из самых загадочных и сложных периодов в жизни человека. Маленький ребёнок мало что может рассказать о своих переживаниях, радостях, несчастьях, желаниях. Не всегда он может справиться со своими трудностями, да и понять, в чём эти трудности, он тоже может не всегда. Но в то же время это один из самых ценных периодов, так как именно в детстве закладываются основные жизненные ценности, важнейшие для будущей жизни качества. Как сделать так, чтобы развитие ребёнка было для него полезным, продуктивным и, в то же время, наименее травматичным? Какие условия нужны для взросления ребёнка? Какую помощь взрослые могут оказать малышу в его продвижении по жизни? Какие ошибки могут допустить взрослые в организации жизнедеятельности ребёнка? Все эти вопросы становятся наиболее актуальными, когда речь идёт о развитии ребёнка в периоды возрастных кризисов.
Возрастные кризисы – это особые периоды в жизни любого ребёнка, которые обозначают точку резкого изменения линии развития. Те модели поведения ребёнка, его отношения с родителями, членами семьи, чужими взрослыми, сверстниками, его отношение к окружающему миру, которое удовлетворяло его до сих пор, вдруг становится тесным, скучным, мешающим. Ребёнок становится раздражительным, капризным, при этом, как отмечают родители, «он сам не знает, чего хочет». У него может нарушиться сон, пропадает аппетит. Родителям может показаться, что ребёнок заболел. Особую сложность для взрослых в это время представляет поиск способов хоть как-то успокоить ребёнка, найти для него приемлемые способы времяпрепровождения, найти новые способы конструктивного взаимодействия. Часто родители обращаются к психологам с тревогой о психическом здоровье своего малыша. Они боятся, что нарушения поведения являются симптомами какого-то сбоя в развитии, а может быть и серьёзных нарушений в психике.
На самом же деле возрастной кризис – это нормативное явление в развитии, то есть то, что показывает правильность линии развития малыша. Он свидетельствует о том, что какой-то этап жизни ребёнка завершается, и для дальнейшего развития нужны новые условия. Сам ребёнок, естественно, не может определить для себя, что именно его не устраивает в прежнем образе жизни. Только взрослые могут помочь ему найти новые интересы, новые модели общения, новые формы и стили самореализации, а также понять, что необходимо менять модели воспитания.
Возрастной кризис – это относительно непродолжительный период перестройки сложившегося хода развития, изменения системы отношений ребёнка с окружающими его людьми и миром в целом. Протяжённость и интенсивность его связана со многими факторами. К ним относятся: психологическое содержание самого кризиса, индивидуальные особенности ребёнка, стиль детско-родительских отношений, структура семьи и образовательной среды ребёнка. Любой кризис имеет негативный аспект, связанный с распадом сложившихся моделей жизни ребёнка, с «вырастанием» ребёнка из прежних отношений с жизнью. Но также каждый кризис включает в себя и позитивный аспект, конструктивное создание новых, более зрелых способов бытия, необходимых для взросления, вхождения в более широкий социальный круг взаимодействия.
Выделяют следующие кризисы: кризис новорожденности (младенческий возраст: 2 мес. – 1 год); кризис одного года (раннее детство: 1 год – 3 года); кризис 3 лет (дошкольный возраст: 3 года – 7 лет); кризис 7 лет (школьный возраст: 8 лет – 12 лет); кризис 13 лет (пубертатный возраст: 14 лет – 18 лет); кризис 17 лет.
В дальнейшем будет рассматриваться каждый кризис отдельно (особенности каждого возрастного кризиса, будут даны рекомендации родителям по взаимодействию со своим ребенком).
ГБУЗ НСО «НОДКПНД»
Медицинский психолог Александра Владимировна ПАК