Человек и закон

Жителям Новосибирской области напомнили правила использования беспилотников в воздушном пространстве России

Беспилотные воздушные суда (БВС), не успели мы и глазом моргнуть, стали частью современной жизни. Разработанные для военных целей, сегодня они повсеместно используются и в гражданской сфере.
Более того, квадрокоптеры и дроны давно ушли в народ — частные лица уже вовсю применяют их в личных целях. Все бы хорошо, делай они это на законных основаниях.
Но нет же, эксперты отмечают рост случаев, когда владельцы запускают беспилотники, нарушая порядок использования воздушного пространства страны. О том, какие в России действуют требования к запуску беспилотников, рассказали эксперты филиала «Центр аэронавигационной информации» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ».


УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ
Наибольшую опасность, как отмечают эксперты, представляют случаи несанкционированного запуска беспилотников в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок), которые могут повлечь за собой угрозу для безопасности полетов, а также запуски над населенными пунктами, представляющие угрозу людям и объектам на земле.
Основное количество нарушений приходится на беспилотники с максимальной взлетной массой до 30 кг при выполнении полетов в частных целях. В большинстве случаев допускаемые нарушения связаны с незнанием владельцами БВС правил использования воздушного пространства нашей страны и факторов опасности, связанных с запуском БВС. В целях исключения случаев несанкционированных запусков беспилотных гражданских воздушных судов эксперты обращают внимание граждан на требования воздушного законодательства.


РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ
Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 кг, ввезенные в Россию или произведенные в России, подлежат учету в порядке, который определяется двумя документами: Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов, утвержденными постановлением Правительства РФ, и Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта. Оба документа датируются 2019 годом.
Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 кг подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457.
Таким образом, полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства.


ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ
Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством РФ.
Порядок использования воздушного пространства РФ, в том числе и БВС, установлен федеральными правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее — федеральные правила).
Для выполнения полетов БВС ими установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.
Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства, за исключением полетов БВС, предусмотренных пунктом 52 федеральных правил.


НУЖЕН ПЛАН
Направление представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином — владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в РФ, утвержденным приказом Минтранса России.
На сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» для владельцев БВС с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 кг, прошедших процедуру учета БВС, предоставлена возможность самостоятельной регистрации в Системе представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети.
Для владельцев БВС, которые не прошли вышеуказанную процедуру, предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).
Контактная информация, необходимая для направления плана полета БВС, размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети Интернет www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/.


РЕЖИМЫ ПОЛЕТОВ
Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС. Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России.
При необходимости использования воздушного пространства БВС (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,15 кг) над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (владельцу БВС) дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта. В городах же федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.


УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК
Пунктом 52 федеральных правил предусмотрен упрощенный порядок использования воздушного пространства в случае выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 м от земной или водной поверхности в воздушном пространстве:
• вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
• на удалении более 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
Для выполнения вышеуказанных полетов БВС не требуется представление соответствующего плана полета, получение разрешения на использование воздушного пространства, а также направление представления на установление временных, местных режимов и кратковременных ограничений.


ЗАПУСК В ПРИГРАНИЧНОЙ ПОЛОСЕ
При планировании полетов БВС следует обратить внимание, что над территорией РФ вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса — воздушное пространство, примыкающее к государственной границе РФ, шириной 25 км с особым режимом его использования.
В приграничной полосе запрещены полеты без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности РФ.
В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы пункты управления БВС, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения, позволяющую осуществлять контроль за полетом БВС.


ЗАПРЕТНЫЕ ЗОНЫ
Приказами Минтранса России в воздушном пространстве установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов, информация по которым находится в открытом доступе в сети Интернет.
Согласно федеральным правилам при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов пользователи воздушного пространства, граждане — владельцы БВС, обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений, опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.
За нарушение правил использования воздушного пространства Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 11.4) установлена соответствующая ответственность граждан, должностных и юридических лиц.


ОТМЕТИМ
Актуальная информация о границах и условиях использования элементов структуры воздушного пространства публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации и находится в сети Интернет на сайте филиала «Центр аэронавигационной информации».
КСТАТИ
Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть, просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, дрон, беспилотник.

По материалам Министерства транспорта РФ от 28 января 2021 г., «Информационный бюллетень о порядке использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами»