Образование

Альтернатива ТикТоку

Для педагогов каникулы — не повод отдыхать, а возможность встретиться и обменяться опытом.

Научно-практическая конференция 25 марта была посвящена организации проектной и исследовательской деятельности школьников и воспитанников детских садов. Её работа была выстроена по пяти секциям.

Педагоги Сузунской школы № 2 Юлия Маскалёва и Марина Горбулина пришли поддержать коллег. «Для меня интересна тема интегрированного обучения, поэтому выбрала пятую секцию, — рассказала Юлия Васильевна. — В своём кружке «Очумелые ручки», возможно, смогу применить опыт воспитателя из школы-интерната, а также любопытна тема компьютерных технологий на уроках ИЗО». Историку Марине Горбулиной ближе краеведческие проекты детей и доклад Сергея Заикина «Платформа «Arduino» для развития метапредметных связей».

О сетевой акции «Мой милый край», организатором которой была Новосибирская областная библиотека имени А. М. Горького, рассказала педагог-библиотекарь Малышевской школы Наталья Долгова. Почему ребята из Сузунской школы-интерната весь декабрь посвятили истории новогодней игрушки, сколько сделали открытий и как им помогли родители, сообщила воспитатель Марина Субочева. «Мы учимся собирать информацию, анализировать и оформлять достойно результаты исследования. На основе проекта нам удалось поучаствовать в конкурсах Сузунского Дома детского творчества и районной газеты. Дети поучились мастерить игрушки в разных техниках, и ёлочку мы нарядили своими куколками, шариками, символами года», — подытожила Марина Александровна.

Мастер-класс с ответами на многочисленные вопросы участников — таким получилось выступление учителя начальных классов Сузунской школы № 2 Александры Андриевской. Она продемонстрировала возможности приложения Quiver, которое использует на уроках  математики, технологии и изобразительного искусства. Действие солнечных мини-батарей продемонстрировал Сергей Заикин, учитель информатики Сузунской школы № 2. Достаточно было убрать штору, чтобы по столу задвигались игрушечные динозаврики. Солнечный свет мы относим к нескончаемым природным ресурсам, воспользоваться ими может каждый житель планеты бесплатно. Сергей Васильевич познакомил коллег с различными приборами, которые можно применять в быту: детектор дыма, сигнализация для холодильника, навигатор, удалённый термометр, велосипедный компьютер. «Эти приборы дети могут собрать сами. Учителя их применяют на уроках физики, географии, технологии, химии, реже — на информатике. И только недостаточная осведомлённость преподавателей мешает сделать занятия интереснее», — добавил он.

Самый сложный вопрос: как ребёнка смотивировать на проектную деятельность, чтобы он получал удовольствие от ощущения себя — исследователем и аналитиком? Ирина Павленко, физик Битковской школы, привела в качестве примера работы своих учеников. Лев Шугалеев задался целью выяснить, влияет ли шум на человека. Илья Лебедев детально, по кабинетам и другим школьным помещениям исследовал микроклимат (влажность и температуру) и его последствия для здоровья. Эти работы ребят заслуженно лидировали на районной детской научно-практической конференции. «Мы ознакомили и администрацию школы с выводами юных исследователей. К счастью, в школе заменили устаревшую систему отопления и окна. Дети видят смысл в таких социально ориентированных проектах. На очереди — исследование сохранения энергии. Скорее всего, речь пойдёт о сумках-холодильниках, сделанных своими руками», — сообщила Ирина Анатольевна.

Елена Васильева, педагог дополнительного образования Меретской школы, возможно, не догадывается, что об опыте её команды «Меретских ястребов» упоминали на проходившей в марте конференции охотобщества. Да, у «ястребов» за пять лет жизни выросли крылья, они сумели заявить о себе. Их заметили и оценили не только педагоги. Кроме путеводителей по памятным приобским местам, участники мероприятия получили опыт развития детского экологического отряда до организации краеведческо-туристической направленности. Интересно, что Елена Валерьевна, предлагая детям различные сферы творчества (гончарное ремесло, создание сувениров, предпринимательство и так далее), находит немедленный отклик. «Свою продукцию продавали 23 февраля на соревнованиях по подлёдному лову, сувениры поставили в сузунскую «Мастерскую душевных подарков» и в Новосибирск. Ближайшая цель — фестиваль в Мерети. В июле нас ждут в Искитиме: на станции юных туристов будет для нас проведена целевая смена», — Елена Валерьевна дополнила рассказ видеороликами.

Всего на конференции выступили 35 педагогов. Итог подвела старший методист управления образованием Олеся Базылева: «Основная задача, стоящая сегодня перед образованием – подготовка детей к самостоятельной жизни во всё более быстро изменяющемся мире. Важно суметь создать способность ориентироваться в социуме, а главное, реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Для поступления в ведущие вузы страны, роста своей «конкурентноспособности», детям необходимы не только знания школьных предметов, но и навыки исследовательской работы.

Организация проектной и исследовательской деятельности в школе требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Педагогам, решающим эти задачи, необходимы определенный уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования. И сегодня научно-практическая конференция дала возможность педагогам поделиться опытом, узнать что-то новое, интересное и полезное».
 

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ