Земляки

До свидания, до четверга!

Анна Григорьевна и Анатолий Иванович Кудряшовы вместе 63 года.

Секрет на сто лет

Скромные, спокойные труженики. И не позвонили бы они в редакцию, если бы не наше обращение к читателям: ровесники газеты, сообщите о себе! Анатолий Иванович приехал и пригласил в гости. Крепкий, уверенный в себе, водит машину. Кто поверит, что ему 90 лет?!

«У меня жена замечательная, любим друг друга всю жизнь, вот и живём долго. Не держим зла, умеем прощать, чего и вам желаем», — секрет счастливого долголетия глава семьи не утаивает. Анатолий и Анна с детства знакомы, росли в деревне Каменушка Алтайского края, в одной школе учились. Помнят тридцатые годы.

Запомнилась тишина

А уж сороковые таким тяжёлым утюгом прошлись по стране, их совсем забывать нельзя. Какое детское воспоминание о военном времени? Понятно, было голодно в многодетной семье Кудряшовых, и учёбу Толя оставил, потому что после начальной школы в Каменушке надо было ходить в пятый класс в соседнюю деревню. Одеть-обуть нечего, какая тут школа? На улицу зимой не в чем выйти…

Летом подростки работали в колхозе, пололи рожь и пшеницу, полы-ни полно было на полях. На покосе школьники помогали своим мамам. Не было радио, один телефон в сельсовете, газета районка, вот и все новости. Сосед смастерил антенну, раздобыл наушники, получилось радио. Так из Камня приехали, обрезали провод, пригрозили местному кулибину: мол, наказать могут за техническую самодеятельность.

«Мне война запомнилась тишиной, — неожиданно говорит Анатолий Иванович. — Разговаривали шёпотом. Никто голос не повышал, песен не слыхать. Разве кто заплачет». И тут супруги заговорили вместе, ведь был такой день, когда плакала вся деревня: сорок похоронок в один день пришло в Каменушку!

Смотрит со снимка на нас герой Бессмертного полка, брат Анны Григорьевны — Николай Григорьевич Богаты-рёв. Он — один из двухсот деревенских мужиков, кто навсегда остался на поле боя. Ещё двести приехали домой, да большинство — инвалидами. Брат Пётр вернулся без ноги. Только Кирилл уцелел на Дальнем Востоке, хоть и он повоевал. А деревня ещё после Победы продолжала хоронить фронтовиков, умирали они от прошлых ран.

Свободное поколение

И всё же в пятидесятые годы страна встала на ноги. Поколение Анатолия и Анны — молодое, войну пережившее, стремилось к новой счастливой судьбе. Жизнь манила огнями Новосибирска, рассказами приезжих, да тех же фронтовиков, прошагавших пол-Европы… Анна уехала в областной центр, устроилась на железную дорогу, с подружкой снимали квартиру.

Анатолий в 1953 году ушёл в армию на три года. Местом службы был Калининград, через всю страну ехали новобранцы на берег Балтики. Сапёрам хватало работы в бывшем Кёнигсберге. Командир предложил пройти обучение в автороте. Анатолий сдал на права и тут же сел за руль. Водительский опыт оказался очень нужным и после службы. Бывший солдат опять стал работать в колхозе. На грузовике возил молоко в соседнюю деревню, дело ответственное, а он и не подводил. Трудился без праздников и выходных.

«В пятидесятые уже лучше стало в деревне, стали давать зарплату. Не только за трудодни старались. Некоторые из деревенских вернулись из городов домой», — Анатолий Иванович с улыбкой поглядывает на жену.

Семья

Уборочная 1957 года была жаркой, Анатолия попросили помочь. Да с удовольствием! Возил зерно, девушки заглядывались на видного жениха. Тут приехала в отпуск Аня. Симпатичная, взрослая совсем, модница городская. Ей выделили квартиру в Новосибирске от железной дороги, подружка уже заселилась. Анна же решила отложить переезд, провести отпуск в родной Каменушке.

Быстро закрутилась их любовь, засватали невесту. Решили расписаться, а свадьбу играть некогда: страда! Молодая жена уехала в Новосибирск. Почему не уехали вместе? Так муж решил старенькую маму не тревожить, да и тянула деревня, не отпускала. Аня с лёгким сердцем отказалась от городской квартиры, отработала положенный срок, уволилась и помчалась к своему суженому. А в Каменушке родня уже готовилась к свадьбе: квашеная капуста, солёные огурцы с помидорами, отборная картошка, домашняя стряпня… Чего греха таить — самогонка была припасена флягами. На седьмое ноября кололи поросят. Неделю гуляли свадьбу.

В Каменушке построили дом, дети родились. И жили бы люди в родном селе, но стали укрупнять деревенскую жизнь, закрывать медпункты и школы. Не сразу (Анатолия не отпускали из колхоза, не выписывали в сельсовете), но уехали Кудряшовы, чтобы все три дочки не жили по интернатам,а учились и жили дома.

Так с девятого мая 1970 года они живут в Сузуне. Жаль было дом продавать, но хозяйство (корову, овец, свиней) перевезли. Обустроились на новом месте. Нашлась работа на маслосырзаводе для Анатолия Ивановича, потом шоферил в ОРСе. Анна Григорьевна трудилась в магазине, детском саду, парикмахерской. Стояли в очередях в профкоме на стиральную машину, телевизор. К празднику ОР-Совцам выделяли колбасу.

Газета про всё напишет

«Когда жили в Алтайском крае, выписывали местную газету. А тут переехали, первым делом тоже подписку оформили, — уточняет Анатолий Иванович. — Я в колхозе 25 лет отработал. Что первое читаю? Конечно, про деревню. Например, Ключики — совсем рядом с нашей Каменушкой, всё интересно. Хочу рассказать, как изменился Сузун за полвека, что мы здесь живём. Помню деревянные тротуары, и то не везде. Асфальт только по центральным улицам кое-где. Дома строили, крыши деревом крыли, шифер считался очень престижным. А сейчас частники стараются друг перед другом, шифер — уже не кровля, каких только фасонов нет! Дома, как цветы, красивые; асфальт, плитка кругом. Телефон у каждого ребёнка. В магазинах есть любой товар. Кто сейчас недоволен, тот плохого в жизни не видел».

Старики Кудряшовы вполне счастливы, рядом дочери с семьями, четыре внука и пять правнуков. Родня дружная, всегда поддерживают друг друга. Того же и коллективу нашей редакции пожелали: «Всем работникам — хорошего здоровья, семейных благ. Большое дело делаете: просвещаете, рассказываете про весь район. А мы опять подписку оформим. В четверг в новом номере сразу сводку по сельскому хозяйству изучим и погоду узнаем».

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ