Образование

Файер, Нолик, Симка и малыши из «Журавлика»

От оригами дети перейдут к полигональному моделированию, в этой технике выполнена кошка — в руках Натальи Скомороховой

Кто поможет зародиться инженерной мечте у малыша? Кто будет учить и развлекать? Кто не даст погаснуть любопытству и станет при этом разговаривать понятно — на уровне полуторагодовалого и трёхлетнего ребёнка? У воспитателя Натальи Скомороховой есть ответ: Фиксики!

Конечно, не только мультяшные герои, но и общая атмосфера детского сада № 4 удивительна. В младшей группе Натальи Вячеславовны сейчас как раз трёхлетние малыши, а образовательное пространство наполнено разными локациями: от кухни до парикмахерской. А дети выбирают лего! Ещё в ясельной группе, поясняет Наталья Вячеславовна, из простых деталей лего они учились составлять заборчики, дорожки. Со временем ручки стали увереннее держать детали, и сейчас в группе строительный бум: дети научились соединять в своих объектах крупные, средние и мелкие детали.

А что строят? Мальчишки, поиграв с машинками, берутся за гаражи — должно быть спальное место у автомобиля и автобуса. А девочки возводят башни, а если высота сооружения маловата, малыши смело со стула ставят строительные блоки. Конечно, разговаривают, отстаивают свою точку зрения, объясняют, какая принцесса будет жить в башне и почему. А воспитатель объясняет и ещё подбрасывает вопросы. Впрочем, дети любят собирать и на столе, и на полу, более детально продумывать те же домики: у них уже есть окошки. Педагог с удовольствием наблюдает и прогнозирует, как будут развиваться навыки и инженерное мышление у ребят. Наталья Вячеславовна это знает по опыту: на её любознательных выпускников, теперь второклассников, не могут нарадоваться учителя.

Тимофей Калякин и Тимур Ширшов

А как же Фиксики? «Да, делятся, переживают за Масю, глаза горят!» — рассказывает педагог. Трёхлетние детки разбираются в инструментах, хотят их использовать, чтобы стать, как Фиксики, умельцами на все руки. Когда они перейдут в среднюю группу, их встретит конструктор куборо. В детском саду был такой мальчик, чья конструкция куборо удивила всех: шарик катился сверху вниз, а потом начинал непостижимым образом катиться снизу вверх. Такие кулибины получаются, если рядом есть заинтересованный педагог. А ещё лучше, если умения ребёнка не останутся незамеченными дома, родители поддержат его техническое творчество.

Ещё момент. Ребёнок задаёт вопрос, но Наталья Вячеславовна не всегда может ответить и спрашивает: «А как ты сам думаешь?». И вместе начинают разбираться. Подготовишка чувствует себя партнёром педагога, перестаёт стесняться и выдаёт интересные гипотезы. Воспитатель уже дома погуглит, и окончательный ответ будет сформулирован. Взрослый не имеет права говорить малышу: не знаю. Есть вопрос, должен быть и убедительный ответ, считает Наталья Вячеславовна.
В подготовительной группе детей учат пользоваться ноутбуками: умение совершенно необходимое любому человеку. В интернете они открывают Вселенную, при этом о планетах — не так интересно, как о звёздах. Спрашивают, почему их не видно днём, а может ли каменная дождинка из метеоритного дождя прилететь на голову, как получается Млечный путь.

Акулова Валя

Наталье Вячеславовне нравится, когда группа большая. За любознательными лидерами, а их четыре-пять, всегда тянутся скромницы, стеснительные детки. «Почему за почему цепляется, всем становится интересно», — ещё одно наблюдение педагога.

Метеоплощадка на территории — к ней бегут мальчики и девочки из всех групп: наблюдение за погодой, осадками — с трёх лет. Ребята из средней группы расскажут, чем отличаются перистые облака от слоистых, а посмотрев на сентябрьское небо, не ошибутся: «Сегодня — кучевые». Могут порассуждать о радуге, листопаде и перелётных птицах.

А ещё они обожают опыты. Вода, песок, сода, магниты, пена для бритья, пищевой краситель, уксус — простые ингредиенты, а сколько восторга! В интернете достаточно развивающих тем: «Шагающая вода», «Облако в банке»… А как достать из банки с водой болтик, не замочив руки? Высказывают версии, проверяют. А воспитатель — вот он, авторитет! — всё сделает просто и правильно.

«Детский сад — это игра. Новинки ищем без конца сами, идеи дети из дома приносят, — говорит Наталья Вячеславовна. — Пока сюда не пришла, я не понимала, кем хочу работать. А ведь попала по объявлению: висело на магазине. Сначала нянечкой, теперь воспитателем — незаметно прошло двадцать лет. Пусть колоссальная ответственность, но ни разу не пожалела. Отдача есть каждый день. Ещё бы родители поддерживали это детское любопытство, интерес ко всему. Мои дочки здесь же росли. Старшая Яна окончила пединститут, уже работает воспитателем в городе. Рассказывает по телефону про свою группу, про каждого ребёнка».