Главная

И помнить страшно, и забыть нельзя

Есть особая дата в истории нашей страны: 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. До сих пор трагедия этого города тревожит наши сердца. Всем довелось хлебнуть в войну изрядную порцию горя.

Первые эвакуированные из Ленинграда прибыли в Сузунский район в 1942 году. Просматривая районную газету «Большевистская правда» за период 1941-1945 годов,не находим упоминаний об этом факте. И только в 1946 году газета опубликовала слова благодарности эвакуированной ленинградки Е.С. Прохоровой колхозникам сельхозартели «Новый мир»: «Правление колхоза чутко ивнимательно отнеслось ко мне имоим детям. Мне были созданы хорошие бытовые условия, весной обеспечили семенами картофеля, аккуратно обеспечивали дровами. В 1944 году собрание колхозников решило мне продать с фермы корову. В ответ на эту заботу я работала, отдавая все свои силы и знания».

Восстанавливая разрушенное войной хозяйство, многие предприятия Сузуна работали по-почину ленинградцев.

«Большевистская правда» от 20 апреля 1947 года сообщала: «Своё слово лесники подкрепляют делами. Лесоруб т. Афанасьев лучковой пилой за первый квартал этого года заготовил 800 кубометров леса, чтосоставляет две нормы. В числе двухсотников—лесоруб т. Левченко и трелёвщик т. Рогов. По-стахановски трудятся на вывозке леса шофера т. Карпов, Сеченов, Степанов, Дворяткин, Дюжев. Их ежедневная выработка 150—200 процентов. В марте к месту сплава, на расстояние 16 километров, — они вывезли 6100 кубометров леса».

Из номера за второе августа узнаём о том, что в селе Верх-Сузун в мае 1947 года организован детский дом. В нём воспитывались дети-сироты, родители которых погибли в Великой Отечественной войне. В газете № 88 за 7 ноября 1947 года опубликована статья «Ответ трудящимся Ленинграда». Призыв ленинградцев досрочно выполнить программу второго года послевоенной пятилетки нашёл горячую поддержку среди коллектива Нечунаевского мехпункта. В канун 30 годовщины Октября второго ноября коллектив выполнил план заготовки и вывозки древесины. Программа вывозки леса к пятому ноября выполнена на 100,4 процента по заготовке — на 108,8 процента.
За освобождение Ленинграда от блокады сражались наши земляки. Они не дожили до этого дня. Но оставили нам свои воспоминания. Оставили нам в наследство свои истории о Великой Победе, которые теперь изучают дети, внуки и правнуки.

Боевое крещение под Ленинградом в районе Старой Руссы прошёл Трифон Васильевич Фартышев, кавалер ордена Славы.
Кузьма Степанович Теряев вспоминал: «Это были самые трудные дни для осаждённого Ленинграда. Я был комсоргом 163 стрелкового гвардейского полка. Листовки от маршала Ворошилова звали в бой, в атаку. За этот бой был награждён орденом Красной Звезды».

Осенью 1942 года под Ленинградом вступил в ряды ВКП(б) Фёдор Флегонтович Данилов, уроженец деревни Тараданово.

Михаил Маркович Орёл в годы войны защищал Ленинград, был ранен. В составе гвардейского минометного полка Михаил Орёл участвовал в прорыве блокады Ленинграда, освобождал Псков, в составе Карельского фронта форсировал реку Свирь и вышел на границу с Финляндией. Выразительным свидетельством его солдатского подвигаслужили боевые награды, сверкавшие на груди: медали «Забоевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией в войне 1941- 1945 г.г.». Бережно хранил Михаил Маркович три благодарности Верховного Главнокомандующего. В одном ряду с наградами заратный труд сияют на праздничном костюме ветерана войны медаль «250 лет образования Ленинграда», врученная ему как участнику обороны городана Неве, и орден Ленина — высшая награда Родины. Её он удостоен за мирный труд. С оружием в руках в годы войны он защищал роднуюземлю от захватчиков. А защитив, стал хлебопашцем. «Нет более святого дела, — говорил убеждённо Михаил Маркович, — чем растить хлеб, этого главного оружия в борьбе за мир на земле».

Защищал Ленинград рядовой Георгий Спиридонович Хаванский, умер от ран 22 октября 1944 года в 1448 эвакуационном госпитале, похоронен в братской могиле на Пискарёвском кладбище в Ленинграде. Об этом мы узнаём из письма дочери, опубликованном в «Новой жизни» за 3 мая 2018 года. На ленинградской земле погибло 194 сузунских солдата. Через 66 лет после окончания войны в селе Каргаполово перезахоронили младшего сержанта Михаила Ильича Ерина, погибшего при защите Ленинграда. Об этом событии 19 февраля 2009 года сообщила газета «Новая жизнь» в статье Светланы Тарасюк «Вернулся солдат домой».
Более 22 тысяч из числа эвакуированных ленинградцев после войны остались жить в Новосибирской области, в том числе и в Сузунском районе.

Тепло встреченные сибиряками, жили, работали, делились своими воспоминаниями с подрастающим поколением. Участвовали в проведении уроков мужества, классных часов, встреч. На страницах районной газеты с читателями делились своими воспоминаниями Людмила Ивановна Пяткова, жительница села Малышево, Нина Федоровна Антонова, в девичестве Андреева. Воспоминания жительницы посёлка Сузун Антонины Николаевны Ламановой о тяжёлой жизни в блокадном Ленинграде и эвакуации с маленьким сыном на руках печатались в районке в 4 номере за 28 января 2005.
В газете за 24 января 2008 года в статье «Сибирь спасла наши жизни» Нина Федоровна Антонова перечисляет блокадников, жителей Сузунского района, честных, трудолюбивых людей, переживших самое страшное время, по именам: Татьяна Ефимовна Каравых, Людмила Фёдоровна Новикова, Людмила Ивановна Пяткова, Антонина Васильевна Чичулаева, Валерий Леонидович Жданов, Юрий Станиславович Чулков.
Сегодня в нашем районе проживает один эвакуированный ленинградец, сын Антонины Николаевны Ламановой. «Ленинградец с сибирским характером»: 18 июня 2020 года под таким заголовком вышла статья в «Новой жизни». «Никогда не считал себя в полной мере блокадником. Я ведь город не оборонял, на заводе не трудился, да и того «горького» блокадного хлеба не помню, — говорит Валерий Леонидович Жданов. — Только мамины воспоминания о тех страшных месяцах блокады мне душу всегда разрывали. Никогда не мог слёз сдержать. Да вот ещё привычка у меня с тех голодных военных лет осталась не очень хорошая. Как ни пытался, не могу от неё избавиться. Хлеб всегда в кулак зажимаю, будто боюсь, что отберут его у меня. Жена всю жизнь мне замечание делает, а я ничего с собой поделать не могу».

С каждым годом, с каждым днём события тех дней всё дальше уходят в историю. Но сколько бы лет ни прошло, никогда не забудется подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда.

Лариса АГАФОНОВА, заведующий отделом краеведения и библиографии Центральной библиотеки.
По материалам районной газеты «Новая жизнь»