Земляки

Пример лучше правила: встреча с трудовыми династиями завода «Эффект»

Кратко

На встрече говорили о значении импортозамещения: за последние восемь лет парк оборудования обновился , только в этом году пришло два новых термопластавтомата

В мероприятии приняли участие слесарь Сергей Зотычев, сборщица игрушек Оксана Зотычева, специалист по кадрам Олеся Алексеева, инженер-технолог Борис Мельников, член президиума районного Совета ветеранов Павел Подгорный

На встрече с трудовыми династиями завода «Эффект» говорили о наставничестве и других традициях советского времени, о значении импортозамещения в дне сегодняшнем.

Детская мечта исполнилась

— Раньше приветствовались трудовые династии. Жива ли традиция?

Сергей ЗОТЫЧЕВ: С женой Оксаной мы на «Эффекте» работаем больше двадцати лет. Собственно, здесь и познакомились, на крышке.

Оксана ЗОТЫЧЕВА: Многие семьями работают, у кого-то и дети уже пришли на «Эффект». Кстати, у Юсифа Мамедовича Кязимова сын здесь.

Павел ПОДГОРНЫЙ: Есть ли такие династии, где три поколения трудились на «Эффекте»?

Оксана ЗОТЫЧЕВА: Предприятию всего 30 лет. А если брать в расчет радиозавод… Например, у меня мама в своё время работала там.

Олеся АЛЕКСЕЕВА: Здесь трудились и бабушка, и мама, и дядя, и тетя. Получается, что я – третье поколение.

— Что хорошего в этом явлении?

Борис МЕЛЬНИКОВ: Династии обеспечивают преемственность поколений. Если родители работают на каком-то предприятии и потом их ребёнок приходит сюда, это говорит о стабильности.

Оксана ЗОТЫЧЕВА: Родные рядом – это уверенность. Если у меня возникнут проблемы, я знаю, что слесарь точно придёт, а оборудование будет работать. Говорят, что надоедает, когда и быт вместе, и работа. А мне важно, что мы понимаем, какие проблемы на производстве друг у друга.

Сергей ЗОТЫЧЕВ: Я вспоминаю, как сам к родителям ходил. Кстати, они тоже работали на одном предприятии.

Олеся АЛЕКСЕЕВА: Бабушка Галина Ивановна Алексеева начинала с радиозавода, в бухгалтерии. Всё моё детство здесь прошло. Если я не в садике, то на «Эффекте». Если еду с дедушкой за бабушкой – я на «Эффекте». На обед после школы иду на «Эффект» в столовую. У меня даже была детская мечта – работать секретарём в приёмной. Хотя… признаться, я всерьёз никогда не думала, что вернусь сюда в качестве работника. Но именно так и получилось. Когда я закончила учебу, случилась пандемия. Приехала в Сузун. Не могла найти работу. Посчастливилось попасть на собеседование к Юсифу Мамедовичу. Он меня вспомнил, конечно. Взяли специалистом по кадрам. Работаю на заводе второй год. Мне было очень комфортно начинать здесь свой трудовой путь.

Молодым везде дорога

— Что нужно, чтобы быть хорошим наставником? Много ли молодёжи приходит?

Борис МЕЛЬНИКОВ: Да, есть. Я начинал здесь с простого рабочего. По мере развития предприятия мне предложили стать сначала помощником начальника площадки, потом на технолога эту школу прошёл. По состоянию здоровья мне пришлось уволиться, где-то год меня здесь не было. Потом Юсиф Мамедович пригласил. Набрали специалистов, им помощь нужна была. Сейчас наставником работаю. Опыт и знания, которые здесь получил, теперь я передаю другим.

А нужнее всего наставнику, наверное, терпение. Ты влил в человека свои знания, душу… и если это применяется на производстве, если он использует полученное… мне это важно.

Олеся АЛЕКСЕЕВА: Думаю, идеальна политика кнута и пряника. И баловать нельзя сильно, и жестким особо быть не стоит.

Борис МЕЛЬНИКОВ: Где грань? Сложный вопрос. Вспоминаю своих наставников. Меня учил Павел Николаевич Тетерин, хоть по возрасту и моложе был. А всю технологию узнал через Юсифа Мамедовича, он основной мой наставник. Всегда в курсе мировых тенденций развития технологий. Не понимаю, откуда он находит на это время. И Александр Викторович Неизвестных, и Юсиф Мамедович вышли с радиозавода. Сами начинали там как молодые специалисты. Думаю, тот опыт им помог.

Оксана ЗОТЫЧЕВА: Многое познаётся на практике. Образование – это прекрасно, это основа. Но как применять теорию в жизни? Не поработаешь, не окунёшься, не поймёшь. Пришёл после учебы, практики нет — это стопорит: другая заработная плата, иной интерес. А так прикрепили бы к опытному работнику, он бы подсказал, что и где делать.  

Сергей ЗОТЫЧЕВ: Но и поддержка должна быть, какая-то заинтересованность, помимо голого энтузиазма.

Павел ПОДГОРНЫЙ: Думаю, не только наставника, но и молодого специалиста как-то стоит поощрять. Нужна система, завязанная на результат.

Ветеранам у нас почёт

— Наставничества не бывает без тех, кто может передать свой опыт.

Сергей ЗОТЫЧЕВ: Примечательно, что летом, когда отмечали 30-летие «Эффекта», собрали не только ветеранов нашего предприятия, но и всех, кто работал на радиозаводе. Встретились в торжественной обстановке в районном Доме культуры. Выставку фотографий оформили, интересно было старые снимки посмотреть. Важный момент — в разговорах на «Эффекте» я слышал о многих радиозаводских сотрудниках, а тут увидел этих людей. Здорово! На память осталось общее фото – едва все влезли в кадр. Так что эти традиции поддерживаем искренне.

Павел ПОДГОРНЫЙ: На предприятии есть работающие ветераны, у которых бы и наследники трудились здесь?

Оксана ЗОТЫЧЕВА: Сильно возрастных у нас нет.

Сергей ЗОТЫЧЕВ: А по домам люди скучают, конечно. К первому октября и Новому Году развожу от предприятия подарки нашим пенсионерам, около 50 человек. Как они встречают! Ждут, готовятся. Отношение к ветеранам добропорядочное. И это справедливо! 

— От кого зависят справедливость, традиции, стабильность на производстве?

Борис МЕЛЬНИКОВ: Если в стране жизнь спокойная, то почти всё зависит от руководителя и собственника. «Эффект» начинался с одного экструдера, развивался всё это время, руководство просчитывало вложения. Очень хорошо парк оборудования обновился за последние восемь лет, только в этом году пришло два новых термопластавтомата. И пример руководителя в этом смысле очень важен. Если человек сам устремлённый, то и подчиненных старается подвигнуть к какой-то цели. На планёрке Юсиф Мамедович выступал, что, да, трудно, санкции, у нас где-то прервались поставки сырья, но постепенно всё начинает налаживаться. Торговые сети стали просить новые изделия. Посмотрите на карту сбыта нашей продукции. Там уже и Камчатка, и Хабаровский край: подвинули даже Китай. Продукция уходит импортная.

В 2014 году, когда санкции от Крыма пошли, мы это увидели. Ассортимент увеличился сильно — вся детская линейка появилась у нас. Эта группа востребована очень и сейчас.

Анна РЫЖКОВА