Специальный проект

СУДЬБА МОЯ — СТАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ: ТРИ ЛЮДМИЛЫ

Кратко

Три женщины, красивые смеющиеся, пришли к нам в генеалогическую лабораторию накануне Дня железнодорожника. Пришли, чтобы поделиться своими воспоминаниями о годах, проведённых на службе железнодорожному транспорту

Три женщины, красивые смеющиеся, пришли к нам в генеалогическую лабораторию накануне Дня железнодорожника. Пришли, чтобы поделиться своими воспоминаниями о годах, проведённых на службе железнодорожному транспорту.


Людмила Михайловна Долгова приехала на работу в ПЧ – 26 теперь уже в далёком 1974 году, после получения профессионального образования. Была назначена на работу в технический отдел инженером. Позже переведена в экономический отдел. Ушла на заслуженный отдых в 2010 году, отдав железной дороге 36 лет жизни. А сколько было приобретено? Здесь на дороге она встретила главного человека в своей судьбе — Владимира Ивановича Долгова, здесь у неё родились дочери, которые пошагали во взрослую жизнь по стопам родителей, окончили СибГУПС. Здесь супруги построили дом хозспособом и вырастили дерево, такой калины Бульденеж, как у них в палисаднике, не часто встретишь. Здесь рядом с ними жили и живут друзья, коллеги. У Людмилы теплеют глаза, становятся живее и ярче. Она начинает говорить о своём, так рано ушедшем, супруге.
Её Владимир Михайлович проработал 42 года в цехе дефектоскопии. Учился у Александра Фёдоровича Ксёнза. Был оператором, наладчиком, 17 лет проработал мастером цеха дефектоскопии. Сначала слушал рельсы, пытаясь по звуку определить «состояние их здоровья», затем настраивал оборудование, затем ходил по шпалам с целью контроля. У него в цехе работали те ребята из 301-й школы, которых он обучал ещё на уроках профессионального самоопределения. Дружный был коллектив, трудоспособный, талантливый. Его дефектоскописты составляли основу футбольной команды «Локомотив», играли в КВН. Умели отдыхать и хорошо ответственно трудиться. Владимир Иванович, как и его коллега по цеху Н.А. Жарков за долгую трудовую биографию ни разу не изменял профессии, выбранной в молодости.
Начинал в цехе дефектоскопии свою трудовую деятельность сын другой Людмилы – Андрей Горшков. Её старший сын Эдуард вот уже 30 лет работает машинистом, как и отец — Геннадий Андреевич Горшков. Приехали Горшковы в Сузун из Свердловской области, где и сегодня есть такая непассажирская станция Перегрузочная, на которой когда-то трудились родители Людмилы. Отец — Алексей Павлович Кабанов — был ремонтником в вагонном депо, а мама Антонина Павловна – обходчиком. Людмила Алексеевна как считалочку перечисляет немудрёный набор инструментов, которые мама носила в своём чемоданчике: флажки, рожок, ключ, петарды, молоток. Именно здесь, на Урале, начался и её трудовой стаж, и стаж её мужа.
В Сузуне Людмила Алексеевна устроилась на работу в товарный двор приёмосдатчиком, потом в Кемерово обучалась на курсах билетных кассиров и, пройдя недельную практику у наставника Евгении Ивановны Савельевой, начала продавать билеты пассажирам. Всякие люди бывают, с разным настроем приходят они к билетным кассам, у каждого есть своя безотлагательная причина здесь и сейчас купить билет. Было трудно приспособиться к каждому человеку, но весёлый нрав Людмилы Алексеевны, улыбка и стремление к безупречному выполнению возложенных задач помогали ей подбирать ключик к каждому пассажиру. 33 года и девять месяцев добросовестной службы жителям нашего района насчитывает её биография.
В 1966 году окончила десятилетку наша третья героиня. Людмила Васильевна Елизарова сразу после школы пришла на работу в Карасукскую дистанцию пути монтёром. Сюда же, только годом раньше, после окончания Уфимского железнодорожного техникума, в путеремонтную строительную колонну попал Александр Иванович Елизаров. Молодые люди встретились и сыграли свадьбу. Затем в семье появился малыш, а через пару лет и другой. Росла семья, продвигался по служебной лестнице и глава семьи. В 1969 он был назначен начальником колонны. В 1975 году семья переехала в Сузун, здесь открылась новая 26 дистанция пути. Требовались специалисты, и Елизаров был назначен старшим дорожным мастером, а потом и мостовым мастером. Людмила Васильевна устроилась на работу в ПЧ диспетчером пути, где и проработала 29 лет. Кроме основной работы, Елизаровы выполняли и общественные задания. Александр Иванович много лет был председателем профсоюзной организации, Людмила Васильевна активно участвовала в художественной самодеятельности. Эту общественную активность они передали и своим сыновьям. Старший, Вячеслав, не только унаследовал любовь к железной дороге (работал машинистом на дрезине, инженером по охране труда, в настоящее время возглавляет мастерские), но и как отец возглавлял профсоюз. А вот внучка Елизаровых — Кристина Вячеславовна – вся в бабушку: и пляшет, и поёт.
Всем трём Людмилам рано пришлось овдоветь, лишиться поддержки сильных надёжных мужчин, но они не перестали быть опорой для своих детей, не утратили вкуса жизни. Обладая музыкальным слухом, чистыми голосами, они поют в хоре ветеранов Сузунского дома культуры имени Александра Заволокина. Хочется пожелать этим несгибаемым женщинам доброго здоровья и, чтобы ещё много лет их голоса звучали со сцены.
Галина ЖЕЛЕЗНОВА