Власть и общество

Андрей Шимкив: Главное – эффективность бюджетных вложений

Кратко

В региональном парламенте состоялись публичные слушания по отчету об исполнении бюджета Новосибирской области за 2021 год

В региональном парламенте состоялись публичные слушания по отчету об исполнении бюджета Новосибирской области за 2021 год.

Тон обсуждению задал Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив. Открывая публичные слушания по исполнению областного бюджета Новосибирской области в 2021 году спикер отметил, что слушания всегда вызывают повышенный интерес у жителей региона. «Мы много лет не только декларировали, но и строили свою деятельность, исходя из осознанного и принципиально повышенного внимания к расходам бюджета. Не умаляя важности задачи увеличения доходной составляющей, мы в рамках контрольных полномочий областного парламента отслеживали и влияли на эффективность, обоснованность и отдачу бюджетных вложений», – подчеркнул спикер Заксобрания.

Андрей Шимкив остановился на недостаточном финансировании важных государственных программ региона – «Не раз и не два в этом зале мы констатировали катастрофическую нехватку средств на проекты будь то газификация, «Чистая вода» и другие» – а также сделал акцент на неисполнении бюджетных обязательств. «Колоссальная цифра, порядка 15 миллиардов, оставшихся в бюджете в 2021 году. Это хорошо, но это и вызывает много вопросов. Тогда зачем нам ГЧП, если у нас есть 15 миллиардов свободных денег?»

Детальный анализ итогов социально-экономического развития региона представил на слушаниях министр экономического развития Лев Решетников. По словам министра, большинство показателей в «зеленой зоне»: индекс промышленного производства 112%, производство продукции сельского хозяйства 115,6%, оборот розничной торговли 113,7% к уровню предыдущего года, что выше средних показателей по РФ. Ниже цифра оборота оптовой торговли – 96% и, увы, средняя зарплата в области – 46 546 рублей к 56 545 в РФ. Лев Решетников отметил высокий уровень инвестиций в основной капитал, составивший в 2021 году 297,9 млрд рублей, а также развитие малого и среднего предпринимательства в регионе. Тогда как в ВРП доля малого и среднего предпринимательства составляет 22,5%, в нашей области этот показатель 36,6%.

Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко начал свой доклад с особенностей ушедшего года, сразу отвечая на заданный спикером вопрос об оставшихся в бюджете 15-ти миллиардах. В числе основных причин значительного объема неосвоенных ресурсов капитального строительства Виталий Голубенко назвал проблемы с актуализацией проектно-сметной документации. «Запредельная инфляция отразилась на снижении покупательной способности бюджета, на успешности государственных и муниципальных закупок, а также создало сложности у наших контрагентов – предприятий и организаций бизнеса, которые заключали договора с органами власти в условиях цен 2020 года и первого квартала 2021 года, когда были совершенно другие правила. Это существенно повлияло на контрактную часть расходов бюджета и стало одной из главных причин неосвоения бюджетных ассигнований», – сказал глава минфина.

Доходы областного бюджета Новосибирской области в 2021 году исполнены в объеме 237,7 млрд рублей, что на 42,1 млрд руб. При этом в общем объеме собственные доходы областного бюджета составили 163,2 млрд рублей. «Три четверти расходов обеспечены собственными ресурсами», – прокомментировал главный финансист области».

Расходы областного бюджета исполнены в объеме 222,2 млрд руб. или 94,6 % к плану. Как и в 2020 году, наибольший объем расходов был направлен на решение социальных задач: расходы исполнялись в рамках реализации 32 государственных программ Новосибирской области и 5 ведомственных целевых программ. Итог: областной бюджет Новосибирской области за 2021 год исполнен с профицитом в сумме 15,4 млрд руб.

Конкретика доклада главного финансиста области вызвала такие же конкретные вопросы парламентариев. Депутата регионального парламента Александра Шпикельмана интересовала проблема исполнения наказов избирателей. «Были наказы, которые в 2021 году мы отклонили. Мы думали, что они автоматически попадают в 2022 год. Однако мы не нашли их ни в 2022-м году, ни в 2023, 2024, 2025 году». Депутат высказал мнение коллег о необходимости доведения до депутатов информации о переносе наказов. Министр финансов согласился с озвученной проблемой и отметил, что видит «болезненную точку» в том, что сегодня депутаты не имеют укрупненного, четкого графика реализации наказов.

Председатель комиссии по наказам избирателей Дмитрий Козловский обратился к разработке Правительством конкурса на строительство двух концессионных мусоросортировочных заводов. «Решение принято – опять концессия. Хотя мусоросортировочный завод – очень хорошая экономика, так бы концессионер не пошел туда. А почему бы нам самим не построить эти заводы и не сделать собственного регоператора, чтобы они работали на пользу области?» – предложил парламентарий.

Участники слушаний коснулись и проблем отдельных территорий области – о них рассказали глава Черепановского района Сергей Овсянников, председатель Совета депутатов Каргатского района Наталья Зубарева. Острейший вопрос ремонта сельских школ, отразившийся в пятой части наказов, поднял первый вице-спикер Андрей Панфёров. И всякий раз рефреном звучала тема неиспользованных бюджетных средств. Председатель слушаний, глава комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев предложил руководителям министерств строительства и транспорта представить на заседания профильных комитетов детальную информацию о нереализованных проектах.

Представляя коллегам рекомендации публичных слушаний, Федор Николаев выделил: «Принять дополнительные меры для своевременной разработки и корректировки проектной документации, завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры».

Проект закона Новосибирской области «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2021 год» решено вынести на рассмотрение очередной сессии Законодательного Собрания Новосибирской области для принятия в первом чтении.

Пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области