Учимся

Интервью — метод сбора информации

Кратко

Интервью, как метод сбора информации, представляет собой беседу, направленную на достижение конкретных журналистских задач, и должно быть заранее подготовлено.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Для сбора нужной информации журналисты прибегают к определённым методам, которые включают в себя: наблюдение, интервью, анализ документов, эксперимент, метод маски.

ИНТЕРВЬЮ

Интервью, как метод сбора информации, представляет собой беседу, направленную на достижение конкретных журналистских задач, и должно быть заранее подготовлено.

Интервью — это метод, питающий информацией текст любого газетного жанра. Такой диалог позволяет получить факты, мнения, объяснения, прогнозы и особенности самой личности.

По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов,  и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.

В интервью есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.

Интервью имеет чёткую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы.

Журналист должен обладать умением “сходиться с людьми”, располагающими информацией… – это первое требование. Второе требование – тщательная подготовка к интервью. Необходимо заранее изучить тему беседы. Ведь от того, насколько журналисту удастся разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависит объём и качество получаемой им информации.

Готовясь к интервью, журналист, как правило, решает не только различного рода организационные вопросы (договаривается о времени и месте встречи, определяет, какие технические средства записи будут использованы и т.д.), но и продумывает тему будущей беседы, знакомится со специальной литературой, составляет приблизительный вопросник, наконец, мысленно «обкатывает» сценарий будущей беседы. Все эти моменты, несомненно, могут сказаться на результативности встречи.

Определяя цель интервью и характер необходимых данных, надо помнить, что применять интервью для получения сведений, которые можно узнать из других источников, нецелесообразно. Поэтому в ходе подготовки следует в максимально возможной степени изучить предмет разговора, ознакомиться с печатными выступлениями собеседника, чтобы не задавать вопросы, на которые он отвечал. Хорошо до начала интервью получить информацию о наиболее ярких фактах биографии собеседника, привычках, об особенностях характера, которые могут повлиять на ход беседы.

Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом журналист вызывает у собеседника симпатию, а это гарантия того, что интервью окажется продуктивным.

Собираясь на встречу, надо тщательно продумать вопросы, которые предстоит задать, отделить главные от второстепенных, определить последовательность их постановки. Надо обязательно определить, не будет ли среди вопросов тех, которые вызовут неловкость, замешательство собеседника.

Предварительное знакомство с собеседником принято осуществлять заочно. Для этой цели прибегают к окружающим респондента людям и доступным документам, к другим источникам.

Последний элемент в подготовке к интервью заключается в выборе места встречи и времени. К выбору места нужно подходить обдуманно, окружающая обстановка влияет не только на собеседника, но и на журналиста. О какой беседе может идти речь, если вокруг много посторонних, знакомых, родных, которые разглядывают собеседников, подсказывают ответы, что невольно выступает на передний план. Непродуктивна встреча с человеком во время обеденного перерыва, когда он спешит в буфет, а также попытка разговаривать с человеком, который пришёл с ночной смены или приехал из командировки. Интервью может не получиться в том случае, когда в диапазоне общения с собеседником находятся должностные лица, включён телевизор и другие приборы, создающие шум и отвлекающие. Место должно быть, прежде всего, удобно собеседнику. Если речь идёт о длительной беседе, где журналиста будет интересовать личность собеседника, то лучше всего встречаться в привычном для собеседника месте.

Психологи установили, что беседа, длящаяся более 40 минут обычно сильно утомляет обоих.

Вопросы для интервью

Надо научиться тому, чтобы наши вопросы не только имели смысл, но и обещали захватывающий диалог. Необходимо следовать следующим заповедям:

  • 1. Ясность и краткость. Если собеседник не понял вопроса, виноват журналист. Классическая ошибка — задавать несколько вопросов одновременно. Собеседник теряется, на какой вопрос отвечать первым, и не помнит второго. Поэтому приходится задавать вопрос вновь.
  • 2. Не допускайте односложных ответов. «Да» или «Нет» — это никому не интересно. Исключение составляют интервью официальные: «Вы давали приказ стрелять? — Нет».
  • 3. Нельзя ли конкретнее? Конкретно поставленные вопросы —  свидетельство о знании материала. Конкретность ответа обусловлена конкретностью самого вопроса.
  • 4. Берегите паузу. Начинающего журналиста можно узнать по боязни пауз. В паузах человек раскрывается не менее, чем в своих высказываниях. Молчание может быть ледяным и торжественным, почтительным или угрожающим.
  • 5. Корректность и уважение к собеседнику. Этическое чувство должно подсказать журналисту, не прозвучит ли его вопрос чересчур щекотливо.
  • 6. А интересен ли ваш вопрос? Когда журналист спрашивает: «Как живёшь?», собеседник понимает, что такая беседа — это обмен лишь самыми расхожими фразами. Хотите получить интересные ответы, поломайте голову над интересными вопросами.

Начало интервью

Эта стадия является необычайно важной. Именно на начальном этапе журналист устанавливает первый контакт с собеседником, получает о нём первое впечатление и даёт возможность собеседнику сложить мнение о себе.

  • 1. Не спешите. Не следует поддаваться спешке, даже если времени действительно не хватает. Следует помнить, что, как бы вы ни спешили, интервью все-таки должно состояться и к нему нужно подойти серьезно. Доброжелательное приветствие, возможное рукопожатие — обязательные атрибуты хорошего начала. Если собеседник не знает вас лично, то следует представиться, при необходимости сказать, какое именно издание вы представляете и какова цель вашего интервью.
  • 2Манера общения. Очень важна манера, с которой вы обращаетесь к собеседнику. Уверенность, уважительность и спокойствие всегда располагают к себе.
  • 3. Не проявляйте излишних эмоций. Сохраняйте естественный тон. Визгливость, ажиотаж, панические нотки, растерянность или апатия — все эти эмоции быстро передаются собеседнику и заставляют его чувствовать дискомфорт, отвлекают от темы беседы. Даже личности психологически устойчивые, опытные в общении с журналистами, тратят какое-то время на борьбу с эмоциональной неуравновешенностью репортёра.
  • 4. Настройтесь на эмоциональную волну. Человек, который даёт интервью, естественным образом погружён в эмоциональную атмосферу события. Он радуется победе или грустит о поражении. Постарайтесь настроиться на эмоциональную волну собеседника, попадите в унисон с ней. Ваша эмоциональная реакция является безусловным маркером отношения, которое собеседник сразу почувствует.
  • 5. Чувство юмора. Один из самых действенных приёмов вызвать к себе доверие и симпатию — проявить чувство юмора. Хорошая шутка в самом начале, уместная и остроумная, всегда располагает к себе собеседника, поднимает его настроение, вызывает положительные эмоции и разряжает напряженную обстановку первых минут.

Поведение журналиста в случае нежелания собеседника

отвечать на вопросы

Если человек сознательно отказывается от ответов, если он не желает вступать в общение, если он не может побороть робость перед микрофоном, диктофоном, блокнотом, журналисту не стоит быть назойливым.

Опрос с позиции силы недопустим. Часто во время интервью возникает такая деликатная ситуация, когда респондент, сообщив новость, говорит, что это не для печати. Журналисту не следует использовать эту информацию. Чтобы не связывать себе руки, журналист должен получить эти сведения из другого источника, и при обнародовании информации он должен сослаться на этот источник.

Одежда журналиста может способствовать или тормозить контакт с собеседником. Отправляясь собирать материал, надо подбирать одежду с учётом обстановки, социального положения собеседника. Специалисты советуют избегать вычурности в одежде, так как экстравагантность вступает в противоречие с представлениями о социальном статусе корреспондента.

При встрече с собеседником журналист должен коротко и ясно объяснить цель интервью. Если человек отказывается, журналист должен деликатно убедить его, что газета нуждается именно в его мнении, сказать, что иначе журналист обратился бы к другому лицу. Респондент должен почувствовать, что его слова принесут пользу. Желание респондента вступить в разговор — это желание повлиять на что-то с помощью высказывания, которое будет напечатано в газете.

Как фиксировать интервью

Фиксировать интервью можно по помощи диктофона, а можно делать пометки в блокноте. Некоторые опытные журналисты не делают вообще никаких записей в ходе общения. Они надеются на свою цепкую, активную память. Они делают запись сразу же после того, как расстались с собеседником.

Завершение интервью

Эта стадия интервью не менее значима. Существует множество маркеров, которые дают понять выступающему, что вы подошли к финальной точке и нужно плавно закончить свою речь. Если вы говорите фразу «И наконец…», сопровождая её коротким вопросом, почти каждый поймет её правильно. Если вы скажете: «В завершение нашего интервью короткий вопрос…», — такая фраза даст прямое указание на действия, которые вам желательны. Фраз этого типа можно придумать много, важно, чтобы звучали они органично, а не воспринимались, как ваше желание закончить разговор по иной  причине.

Беседа —  вторая форма профессионального диалога в ходе сбора информации. Это диалог равноправных участников общения, построенный в определённой тематике по свободной структуре. Собеседник должен чувствовать, что общается с журналистом на равных.

Опрос, как и интервью, является методом получения информации при помощи структурированного диалога. Объектом опроса является не определённый источник, а целевая группа.

Участие в пресс-конференциях, брифингах. Этот метод очень эффективен в сочетании с другими. Мероприятия подобного типа дают множество полезных сведений, держат в курсе максимально актуальных событий, позволяют из первых уст получать информацию, не требующую дополнительной проверки. Информация в большом объёме может быть получена оперативно и в одном месте, без дополнительных поисков и последующей обработки.

Светлана Иост