Горячее

Из всех задач главнейшая

Кратко

Сразу три вопроса, касающиеся оказания медицинской помощи, вынесли на свое заседание депутаты комитета Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения


Сразу три вопроса, касающиеся оказания медицинской помощи, вынесли на свое заседание депутаты комитета Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения.


Поправки в бюджет ТФОМСа – 3,7 млрд рублей
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения рассмотрел во втором чтении поправки в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на предстоящую трехлетку. Основные параметры бюджета терфонда таковы: общий объём доходов территориального фонда в 2022 году составит 47 млрд 466 млн руб., в 2023-м – 50 млрд 65 млн руб., в 2024-м – 53 млрд 30 млн рублей.
Доходы бюджета текущего года увеличиваются на 2 млрд 471 млн рублей за счёт федеральных трансфертов на дополнительное финансирование оказание медпомощи лицам, с заболеванием или подозрение на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
«На ноябрьской сессии мы принимали поправки в бюджет фонда в размере 1 млрд 469 млн рублей, — напомнил председатель комитета Игорь Гришунин. – Сегодня еще плюс 2 млрд 471 млн рублей. Итого только за два месяца добавка 3 млрд 717 млн рублей. Если бы все вовремя вакцинировались, заболеваемость пошла на спад, сколько можно было бы сделать в медицине на эти деньги», – посетовал законодатель.


Медицинская помощь: фактор доступности
На заседании комитета было представлено заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам анализа реализации мер по обеспечению доступности первичной медико-санитарной помощи в 2018-2020 годах и первом полугодии 2021 года.
Как сообщила аудитор КСП Наталья Гюнтер, на обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи за этот период направлено 57 млрд 660 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 3 млрд 571 млн руб., средств областного бюджета – 9 млрд 148 млн руб., средств ТФОМС НСО – 44 млрд 940 млн рублей. Основной объем финансирования медицинских организаций (83%) был направлен именно на оказание гражданам бесплатной первичной медико-санитарной помощи.
На 1 января 2021 на территории Новосибирской области амбулаторная помощь оказывается в 89 государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения НСО, которые располагаются в 1397 зданиях, из них 936 в приспособленных зданиях (67,0%). Находятся в аварийном состоянии, требуют сноса 15 зданий (1,1%), нуждаются в капитальном ремонте 111 зданий (7,9%).
Целый раздел документа связан с приспособленностью учреждений здравоохранения для маломобильных групп населения. Как отметила Наталья Гюнтер, таковыми, по результатам проверки, могут считаться только 509 объектов здравоохранения – менее трети от общего числа, из которых полностью доступны только 58 объектов.
Рассказывая о фельдшерско-акушерских пунктах, аудитор отметила, что на 1 июля текущего года оснащенность менее 30,0% имеют 179 ФАПов (19,5%) и 7 врачебных амбулаторий (6,4%). На эту дату укомплектованность штатов занятыми должностями врачей составила 77,0%, среднего медицинского персонала – 81,1%. Минздрав увеличивает количество подготовки врачей, среднего медперсонала. Растут зарплаты, для медработников региона действует целая система мер поддержки. Тем не менее, общая оценка не оптимистична.
В 2020 году из 47 показателей доступности и качества медицинской помощи, установленных Территориальной программой государственных гарантий, достигнуты плановые значения только по 21 показателю. Вывод КСП: анализ укомплектованности штатами медицинских учреждений, санитарного и технического состояния зданий, в которых оказывается первичная медпомощь, показали снижение доступности оказания медицинской помощи населению.
С тем, что в здравоохранении огромное количество проблем, согласны абсолютно все депутаты. «Мы выделяем огромные средства на фельдшерско-акушерские пункты, а из 84 новых ФАПов только 61 оснащен. Получается, что остальные простаивают и не могут оказывать необходимую помощь?» – недоумевает заместитель председателя комитета Александр Козлов.
Оснащенность медицинских учреждений оставляет желать лучшего, согласен заместитель Председателя Законодательного Собрания Валерий Ильенко: «Да, в последние годы приобретается много медицинского оборудования, значительно обновился парк машин скорой помощи. Но на мелкие вроде бы вещи порой не хватает. Иногда видишь – в больнице нет нормальных матрасов. Или после реанимации больного на простынях поднимают в палату. Такого быть не должно. Нужно устройство лифтов в ЦРБ. И на это следует выделять средства».
«Сделано большое дело – возрождена служба санавиации, которая приближает специализированную помощь к жителям, – заметил заместитель председателя комитета, главный врач Новосибирской областной клинической больницы Анатолий Юданов. – Ежегодно делаем 150-200 вылетов. За 2,5 года, спасены боле пятисот пациентов. Судьба многих из них еще 3 года назад была бы под вопросом. На 2022 год объемы строек, объемы закупок в здравоохранении серьезно превышают объемы текущего года. Если до этого строили только небольшие ФАпы, то в проекте этого и следующего года – врачебные амбулатории, поликлиники, подстанции скорой медицинской помощи. Мы должны уже сейчас посмотреть, кто эти важнейшие социальные объекты будет строить. Посмотреть проекты, чтобы они устроили медработников Успех будет только тогда, когда министерства правительства – здравоохранения, строительства будут работать в одном направлении, вместе с органами местного самоуправления. Чтобы сразу понимать, кто будет в этих медучреждениях работать, где будут жить эти специалисты».
Комитет поддержал предложение принять акт КСП по обеспечению доступности первичной медико-санитарной помощи за основу для работы в предстоящем году.

Заксобрание НСО