Земляки

Комплимент для воспитателя

«Меня приняли с трёхмесячным испытательным сроком. Он ещё не закончился, а на работу идти уже не хотелось», — с неожиданного признания Татьяны Коротких началась наша встреча.

А путь в профессию начался из семьи. «Мама в детском саду трудится около сорока лет. Конечно, я бывала у неё, видела её с детьми. Дома продолжали обсуждать её подготовку к праздникам, будущие конкурсы и другие моменты», — пояснила воспитатель. Получить высшее педагогическое образование стало для Татьяны Коротких логическим продолжением учёбы. Но устроиться в школу дипломированному специалисту оказалось непросто: не было в Сузуне вакансий.

«Тогда мама просто за руку меня привела к директору Михаилу Михайловичу Олейникову. Он согласился взять меня воспитателем, но — с испытательным сроком. Мы — тогда три молодых педагога — устроились в школу. Сказать, что было трудно — это мало. Я просто была не готова, что в моей группе будет от восемнадцати до двадцати трёх человек! Это дети с разными диагнозами. Мне казалось, у меня никогда не получится найти с ними контакт! Тогда решила, что пора увольняться», — о первых трудовых неделях Татьяна Сергеевна сейчас вспоминает с улыбкой. А тогда успешно преодолеть «вступительный экзамен» молодому педагогу помог и коллектив школы, и директор, и мама тоже успокоила.

Сейчас воспитателю кажется всё легко, понятно и просто на её работе. И группа уже не больше десяти человек. Она знает всё о каждом ребёнке, в первую очередь — медицинские показания. И вот уже шестнадцать лет для неё стало привычно приходить в 7:30 на подъём, делать с воспитанниками зарядку; проследить или помочь, чтобы дети заправили кровати, навели порядок в шкафчиках. Потом проводить их на завтрак в столовую и понаблюдать, а оттуда за руку отвести по классным комнатам. На попечении Татьяны Сергеевны сейчас ребятишки от семи (в том числе дополнительный класс, соответствующий подготовительной группе обычного детского сада) до одиннадцати лет. Зачем нужен воспитатель школьникам? Очень простой ответ: научить всему, чему не научила семья. Сначала педагог контролирует, как они умываются и чистят зубы, одеваются на занятия. Учит стирать носки, плавочки, гладить брюки и футболку. Важно и показать, как правильно общаться, покупать что-либо в магазине, ездить в автобусе.

После уроков дети приходят в общую игровую комнату. Внеурочное занятие закончится через сорок минут, и сузунские ребятишки поедут по домам. А кто из сельских семей, те будут с воспитателем. Будет ли это прогулка с подвижными играми, экскурсия в рамках социализации, подготовка к празднику — решает педагог. Но в хорошую погоду стараются побыть на свежем воздухе. В 17:00 Татьяне Сергеевне на смену придёт Ольга Салацинская, которая пробудет в группе до 21:00. С детьми на ночь останется няня. А утром воспитанники будут рады встрече и могут назвать сходу Ольгой Фёдоровной, Татьяна Сергеевна улыбнётся в ответ: да, бывает, это не страшно. Никто здесь не засмеётся над ребёнком, если он что-то сделал не так. Помогут, объяснят, успокоят — не только сотрудники школы, но и сами дети.

План воспитатель составляет на весь учебный год. «В нашей профессии легко себя чувствует тот человек, кто умеет вязать, шить, мастерить, чем-то увлечь детей. Они всегда подражают взрослым, и я уже вижу, как новички копируют интонации, пополняют моими выражениями свой словарный запас. В то же время и дома родные уже привыкли, что я постоянно чего-нибудь припасаю. Пока моя семья в лесу собирает грибы и ягоды, я успею набрать шишек, принесу красивую засохшую ветку. Или вот эта береста… Правда, хороша?» — Татьяна Сергеевна держит берёзовую кору. Что это будет? Платье для девушки по имени Осень, шкатулка или рождественский календарь? В любом случае, маленькое открытие для ребятишек: что своими руками можно сделать многое. Если захотеть. 

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ