Лучше знать больше
Кратко
«Все поколения учителей нужны школе как биологическая популяция», — такого о своей работе не от одного учителя слышать ещё не приходилось!
«Все поколения учителей нужны школе как биологическая популяция», — такого о своей работе не от одного учителя слышать ещё не приходилось!
Так по-своему Ольга Готлибовна Бессонова, учитель биологии, сформулировала идею Года педагога и наставника. Она работает 36 лет в Шипуновской школе имени В. С. Гаврилова. Окончив Болтовскую школу, Новосибирский педагогический институт, получила направление в Шипуново. Коллектив встретил молодого специалиста с интересом и уважением. Это запомнилось. Обратиться за помощью можно было к любому, чаще общалась с Лилией Викторовной Белозерцевой, Ольгой Владимировной Жарковой, Сергеем Сергеевичем Жарковым, Александром Ивановичем Павловым, Надеждой Петровной Будовой, Ниной Борисовной Ивановой, Раисой Романовной Зениной, Людмилой Ивановной Галиевой. Они и стали примером, как состояться в профессии и просто жить своей работой.
Ольга Готлибовна сравнивает свою профессию с делом сельского врача: «Мы так же не бываем в отпуске, как и они. К ним просятся на консультации, даже зная, что доктор в отпуске. А на что тратим отпуск мы? Составляем программы, разрабатываем проекты, планируем новый учебный год. Не забываем, что мы — классные руководители. А я работала ещё и педагогом-организатором».
Сегодня в десятом классе на уроке биологии говорят об эволюции, появлении новых видов, об учёных. Зачем эти знания детям? «Чтобы понимали, что нет ничего статичного в жизни, в том числе и в их жизни. Чтобы умели применить свои знания, быть экологически грамотными, — ответ педагог находит сразу. — Заставляю всё учить, начиная с первых лет. Вижу, как им сложно победить себя, перешагнуть через лень. А выпускники, выбирая на ЕГЭ биологию, потом благодарят: иначе было нельзя, знания бы не усвоили, на экзамене вовремя не вспомнили бы. Старшеклассники выбирают профессии не только учителей химии и биологии, гораздо больше идут в здравоохранение, пищевую промышленность и сельское хозяйство. И я всегда говорю своим ученикам: лучше знать больше, а не меньше».
Самый хороший результат в тех школах, где трудится единая команда педагогов при ответственной поддержке родителей. И сложно там, где не удаётся донести до родителей озабоченность учителя: идёт ли речь о пропусках, равнодушии или поведении. Впрочем, не бывает одинаковых детей и одинаковых классов. А ребята всегда называют любимыми тех учителей, кто способен увлечь своим предметом, заинтересовать. Ведь и взрослые любят сюрпризы, что же говорить о школьниках.
Ольга Готлибовна продолжает размышлять о своей профессии: «Всё наше терпение, мудрость, такт отражаются на детях. Стараемся их научить учиться, искать информацию. Если современные технологии и проектно-исследовательскую деятельность умело совместить с нравственными традициями и не отбрасывать багаж классно-урочной системы — тогда и молодым специалистам будет понятнее профессия, легче будет адаптироваться. Молодёжь может встретиться не с тем, что ожидает увидеть, перешагнув порог школы. Важно, если рядом коллеги помогут не спасовать перед трудностями».
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ