Здравоохранение

Осанка и рюкзак

Правильная осанка школьника – предмет беспокойства врачей-педиатров. Потому что искривление позвоночника наблюдается у 80% детей школьного возраста. Причина данного явления заключается не только в неправильной посадке за школьной партой, но и в особенностях образа жизни человека.

Формирование скелета и правильной осанки происходит до семнадцатилетнего возраста. В критические для организма годы активного роста между 6 и 7, а также между 12 и 15, дети и подростки особенно подвержены сколиозу.

Нарушение осанки сопровождается смещением всех органов человека. Чтобы этого не происходило, необходимо своевременно выявить данную патологию.

Врачи считают нарушение осанки бичом современности и указывают на несколько факторов, вызывающих проблемы с позвоночником:

1) слабая физическая активность ребенка, особенно в школьном возрасте;

2) длительное нахождение в одной позе, особенно в сидячем положении (перед телевизором или компьютером);

3) неприспособленные школьные столы, используемые вместо парт;

4) сильная школьная нагрузка;

5) школьный рюкзак, неподходящий ребенку;

6) неправильно организованное рабочее место школьника в детской комнате.

Сохранение осанки ребенка важный вопрос, который всегда должен волновать родителей. Конечно, на все вышеперечисленные факторы родители не смогут повлиять, но что касается занятий спортом, правильной организации детского пространства дома и выбора школьного рюкзака, то это вполне реально. Поэтому родителям обязательно нужно знать, как правильно выбрать ребенку школьный рюкзак, чтобы он не вредил осанке, а наоборот поддерживал правильную форму позвоночника.

Выбирая школьный ранец, необходимо, чтобы он был удобным, красивым и доступным по цене, но главное, о чем стоит помнить, собираясь за покупками: хороший ранец — это забота о здоровье ребенка.

Существуют разные виды школьных сумок: ранец, рюкзак и портфель.

Ранец — это сумка на лямках с жестким каркасным корпусом и плотной спинкой, хорошо сохраняет форму, чаще всего имеет одно отделение.

Рюкзак — это мягкая, объемная сумка, имеющая несколько отделений (обычно 2-3), легкая и удобная, имеет две лямки и носится на спине.

Портфель – это сумка, имеющая одну лямку, носят обычно на одном плече или в руке.

Детям младшего и среднего школьного возраста рекомендуют носить именно ранец, так как он равномерно распределяет нагрузку на позвоночник ребенка. Благодаря твердому корпусу содержимое ранца будет надежно защищено от падений, ударов, осадков.

Благодаря объемной каркасной форме его неудобно носить на одном плече, что способствует сохранению правильной осанки.

Не стоит недооценивать вред, наносимый сумкой через плечо. Ношение таких аксессуаров вместо заплечных рюкзаков напрямую грозит искривлением позвоночника. Объясняя ребенку, насколько правильная осанка важна для школьников, рекомендуется давать чаще им рекомендации.

На что нужно обратить внимание при выборе сумки в школу:

Жесткая спинка. Такая спинка должна быть с мягкой подкладкой и небольшим валиком на уровне поясницы, который будет создавать анатомически правильный изгиб и брать на себя основную нагрузку и уменьшать давление сумки на позвоночник ребенка. Рюкзаки, не имеющие твердой спинки, допустимо покупать только для старшеклассников. Также спинка должна иметь сеточку, которая предотвращает излишнее потоотделение.

Лямки рюкзака – это еще один важный параметр, который необходимо учитывать при покупке. Они должны быть широкими и из приятного наощупь материала, не должны впиваться в плечи от тяжести. Наиболее оптимальная ширина — 4-5 см.

Дно ранца также должно быть твердым, не провисать под тяжестью учебников, в результате чего не будет оказывать давление на поясницу.

Светоотражающие элементы. Необходимо понимать важность наличия таких элементов и яркого цвета рюкзака – именно такая мелочь привлекает внимание водителей и делает ребенка заметным на дороге. Желательно наличие светоотражателей со всех сторон: спереди, по бокам и на лямках. Некоторые производители также используют ткань со светоотражающей нитью и замки со встроенными светоотражателями. Кроме того, в дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие ребенка заметнее в светлое время суток. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами».

Вес портфеля. Чем меньше он весит, тем лучше. К сожалению, ортопедические ранцы тяжелее обычных. Считается, что вес рюкзака с учебниками для первоклассника и ученика начальной школы должен быть не более 10-15% веса самого ребенка. При этом ортопедический ранец сам по себе весит тяжелее, но, благодаря каркасу, позволяет комфортно носить больший вес. Нет смысла покупать самый легкий портфель низкого качества, чтобы переносить в нем тяжелые вещи.

Класс, в котором учится ребенокДопустимый вес портфеля, рюкзака, ранца (приблизительно)
1-2 классменее 1,5 кг
3-4 классменее 2 кг
5-6 классменее 2,5 кг
7-9 классменее 3,5 кг
10-11 классменее 4 кг

Размер. Большой по размеру ранец будет не только неудобен ребенку, но и опасен для детской спины. Перед покупкой ранца желательно примерить его на ребенка и убедиться, что верхний край ранца не упирается в затылок школьника, а нижний — не давит на поясницу.

Форма ранца. Первокласснику лучше купить жесткий каркасный ранец. Он отлично держит форму: тетради в таком ранце не помнутся, а ручки и карандаши — не сломаются. Форма ранца также должна способствовать тому, чтобы осадки не задерживались на его крышке.

Качество изделия. Рюкзак для ребенка — это не просто сумка для переноса учебников, это и в какой-то форме игрушка: рюкзаками можно кидаться, катать их по полу, держа в руках, раскручиваться на скользком полу и т.д. Поэтому отдельное внимание нужно уделить качеству швов, прочности материала и другим характеристикам. При современном качестве вещей рюкзак может «не дожить» до конца учебного года.

Дизайн. На это обязательно нужно обратить внимание, ведь сам рюкзак должен нравиться вашему ребенку, а такой рюкзак он будет с удовольствием собирать и брать в школу. Доверьтесь в этом вопросе своему ребенку!

Отделения и карманы. Все современные ранцы вместительны, в продаже многие модели объемом менее 10 литров, так что места для книг и тетрадей у ученика будет предостаточно. Главное, правильно распределить вес и принадлежности, чтобы не пришлось вытрясать на парту все содержимое ранца в поисках затерявшегося ластика.

Удобно, когда пространство внутри ранца разделено на несколько отделений: для учебников, тетрадей, ручек. Основные отделения должны закрываться на застежку-молнию с легким ходом. Множество карманов пригодится для ключей, конфет и прочих мелочей. Накладные карманы должны закрываться на молнии или замки: резинка — ненадежное крепление для мелких предметов. Полезным может оказаться наличие бокового кармана для бутылочки с водой — вот такой карман как раз может быть на резинке.

Необходимо объяснить ребенку, как правильно укладывать школьные принадлежности в рюкзак. Они должны располагаться в отдельных специальных карманах. Первый месяц собирайте рюкзак вместе с ребенком или контролируйте его, чтобы первоклассник складывал все необходимое и при этом не оставлял лишние принадлежности со вчерашних занятий. Приучите ребенка все собирать с вечера, чтобы ничего не забыть утром в спешке.

Здоровье позвоночника и правильная осанка должны формироваться еще с детства и поддерживаться на протяжении всей жизни. Поэтому родителям следует привить ребенку любовь к спорту, организовать его рабочее место дома и по возможности в школе и конечно выбрать правильный школьный рюкзак.

К признакам нарушений, связанных с неправильным ношением школьной сумки можно отнести жалобы ребенка на приступы боли в плечах, шее и спине, покраснение и след от ремня на коже, чувство покалывания или онемения в руках, неестественное положение при ношении ранца: голова наклонена, шея вытянута вперед, тело отклонено в сторону, спотыкающуюся походку и трудности с подъемом по лестнице или в гору. В таком случае, возможно портфель у ребенка подобран неправильно, и следует заменить его на другой.

Врач по медицинской профилактике Хихлич О.С.