Откуда кирпич? Кто знает?
Кратко
Сейчас трудно представить себе, живя в селе Бедрино, что почти сто лет назад, в 1926 году, в селе числилось 316 дворов, а жителей было 1603 человека
Сейчас трудно представить себе, живя в селе Бедрино, что почти сто лет назад, в 1926 году, в селе числилось 316 дворов, а жителей было 1603 человека. И эти люди жили и работали, радовались жизни, женились и растили детей.
Но и сейчас село ещё живёт, хотя на 2024 год в нём прописано всего 240 человек. Чего не скажешь о его давнем спутнике – посёлке Чисто–Тетерьевский (в разных источниках названия разные названия посёлка: Чисто – Тетерево, Чисто–Тетерье). На его месте растёт густая трава в чистом поле, и гуляет ветер в вершинах деревьев. Не осталось ни одной досточки, ни одного камешка от 55 дворов с населением 112 душ (из сохранившихся сведений за 1926 год).
Собирать сведения об истории родного края очень сложно. Лет сто назад мало было в селе грамотных людей, не было таких увлечённых краеведов, чтобы записать рассказы стариков о житье-бытье. Надеялись на крепкую людскую память, но люди умирали, а вместе с ними уходила и память. Я провела анкетирование среди жителей села, чтобы выяснить, сколько людей знали или помнят хоть что-либо о посёлке Чисто-Тетерьевский. Как выяснилось, почти никто ничего не помнит: какие люди там жили, чем занимались.
А начался мой интерес к этому посёлку со случайности. Просматривая сайты по краеведению, наткнулась на интересную заметку в несколько строк, а на фото был кирпич с надписью: «Пром. колхоз им. Блюхера № 1». Автор писал, что фото огнеупорного кирпича прислала его знакомая. А кирпичик этот был недавно найден в Самаре, в здании бывшей котельной клиник медицинского университета, который был основан в 1930 году как Средне-Волжский краевой медицинский институт (1930- 1934) и переименован в Самарский медицинский институт (1934-1935). Вполне возможно, что для строительства котельных использовался этот кирпич. Знакомая рассказала автору заметки, что само здание довольно старое, ему порядка 90 лет. Автора заинтриговала надпись на кирпиче, и он начал своё расследование. Поиск вывел его на запись в архивных фондах администрации Сузунского района: «Промколхоз им. Блюхера Бедринского сельского Совета Западно-Сибирского края, п. Чисто-Тетерье». Промколхоз этот был ликвидирован в 1935 году.
Если смотреть географические данные, то Чисто-Тетерьевский располагался от села Бедрино на расстоянии чуть больше двух километров. Меня тоже заинтересовал этот кирпичик, и я начала расспрашивать жителей Бедрино об истории посёлка Чисто-Тетерьевского. Большую помощь мне оказала в этом старейшая жительница села Раиса Васильевна Козенёва 1938 года рождения. Несмотря на почтенный возраст, Раиса Васильевна сохранила удивительную память, из её рассказа я узнала много интересного.
Официальная дата возникновения посёлка Чисто-Тетерьевский — 1923 год. Но скорей всего, он возник намного раньше, так как в списках земляков, призванных на Великую Отечественную войну, отмечен их год рождения в данном населенном пункте — 1915 год. А в 1926 году число жителей было 112 человек. Делаем вывод, что всё-таки люди стали населять посёлок намного раньше официальной даты. Меня очень интересовал вопрос о названии посёлка: кто назвал, почему именно так?
Как пояснила Раиса Васильевна, в детстве она слышала рассказы о том, что жил в селе Бедрино один мужчина: рослый, с чёрной бородой, но, к сожалению, имел врождённую глухоту. Он часто недослышал и переспрашивал, на что люди злились и говорили «ну, чисто тетеря глухая». Надоело всё это ему, и он ушёл в лес, подальше от деревни, построил себе дом, завёл хозяйство. Так и стали люди называть это местечко по его прозвищу. С годами стали прибиваться к этому месту переселенцы, строить дома рядом, получилась одна длинная улица от дороги до бора. Дома строили из сосны, бревенчатые, тёплые. Вырубали лес около деревни, люди выкорчёвывали корни – получались поля, сеяли зерно. Бор рядом – это и дрова, и пища.
После окончания гражданской войны в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП). Начали расти единоличные хозяйства, была объявлена свобода землепользования, небольшие налоги. В Чисто-Тетерьевском люди занимались земледелием и животноводством (лошади, крупный рогатый скот, овцы, гуси, куры, утки). Рядом протекала речка Чистая, где водилось достаточно рыбы, многие из жителей держали пчёл.
В 1931 году в селе Бедрино организовали промколхоз им. Блюхера, занимались производством чистого дегтя, колхоз входил в состав Крайлеспромсоюза. На смоляном заводе производили уголь, скипидар, смолу. В бондарной мастерской делали обручи, бочки, чаны, лыжи, клёпку, дранку. Центральная усадьба промколхоза располагалась именно в Чисто-Тетерьевском. Можно предположить, что в это время пром-артель имени Блюхера какое-то время производила огнеупорный кирпич и реализовывала его по всей стране, ведь не случайно этот кирпичик оказался на стройке в Самаре.
В сведениях о ходе коллективизации в 1934 году по Бедринскому сельскому Совету записано два колхоза: им. Февральской революции и им. Блюхера. В годовом отчёте за 1935 год читаем данные: промколхоз имел 39 дворов, 114 едоков, рабочего скота 14 голов, посевная площадь на 1933 год — 47 га, заготовка паров — 25 га, сенокос — 70 га. Промколхоз возделывал озимую рожь, яровую пшеницу, овёс, просо. Имел одну сеялку, три катка, десять конных плугов, одни конные грабли. В 1940 году промколхоз им. Блюхера переименован в колхоз «Советская Сибирь», обслуживаемый Заковряжинской МТС, председатель — Евгений Лаврентьевич Будин.
Из воспоминаний Раисы Васильевны: «Жили очень скромно, у всех были большие огороды: садили много картошки и капусты. В каждом доме обязательно — свой колодец. В то время стеклянных банок не было, все овощи солили в бочках. Дети помладше бегали в лес за грибами и ягодами – помогали родителям. Сахара было мало, и он дорого стоил, поэтому ягоду обычно сушили, а зимой распаривали и пекли с ней пироги. А нас, детей постарше, родители брали на покос, учили косить траву, переворачивать валки для просушки, заготавливать сено. Вместо денег на трудодни давали зерно. Мельница была в Бобровке. Все мужики собирались по первому снегу, когда основные работы на земле были закончены, и на подводах увозили зерно на мельницу. Жить было тяжело физически, но люди не унывали, помогали друг другу, кто чем может. На работе, на покосе дня не проходило без песен. Ребятишки ходили в школу в село Бедрино. Часто, особенно зимой, их подвозили на телегах и санях жители посёлка».
Во время войны население Чисто-Тетерьевского так же, как и все сузунцы, помогало фронту: люди сушили сухари, ягоду и грибы, выращивали табак. На плечи детей и женщин легла вся тяжёлая мужская работа: пахота, сев, уборка урожая, сенокос, уход за скотом и всё остальное.
К сожалению, в официальных источниках я нашла фамилии лишь четверых людей, призванных на войну из этого посёлка. Хотя, учитывая количество населения, их должно было быть больше. В «Книге памяти» Сузунского района имеются данные о двух братьях Терешковых: Фёдоре Степановиче, родившимся в 1925 году в п. Чисто-Тетерьевский, призванным Сузунским РВК 01.01.1943 года и погибшим 29.01.1945 года. Похоронен в Силезии, в Польше. И о Якове Степановиче, который родился в 1920 году в п. Чисто-Тетерьевский. Призван Сузунским РВК 08.03.1942 года. Демобилизован 18.06.1946 года.
Пётр Маркович Чириков родился в 1917 году в п. Чисто-Тетерьевский. Призван Сузунским РВК 04.09.1939 года. Демобилизован 22.11.1945 года.
Пётр Андреевич Карпов родился в 1924 году в п. Чисто-Тетерьевский. Призван Сузунским РВК 25.08.1941 года. Был награждён в 1943 году медалью «За отвагу», в боях за станцию Ветка Гомельской области, где получил тяжёлое ранение. В июне 1944 года награждён орденом Отечественной войны первой степени. Погиб 25.08.1944 года. Похоронен в Варшавском воеводстве, в Польше.
В 1955–1963 годах посёлок уже относился к Лушниковскому сельсовету. В 1960-х годах, со слов Раисы Васильевны Козенёвой, в посёлке был небольшой магазин, ферма, пилорама. Председателем колхоза был Иван Романов. Вокруг посёлка располагались кордоны, их было несколько, там жили лесники с семьями: Шмелёвский (по фамилии лесника); Тавалзанский – мимо озера по дороге, в глубь леса; Щербаковский и 78 участок. Это были ягодные и грибные места. Вот фамилии некоторых людей, которые проживали в разное время в Чисто–Тетерье: Михаил Дымов, Виктор Чанкин, Лидия Терешкова 1935 года рождения, Василий Блинов, Николай Колточихин, Пётр Сибиряк, Григорий Кузнецов, Егор Лукьянов, Варвара Лукошенко, Иван Романов, Клеманов, Воротынцевы, Софья Рудомётова, а также Илья, Настасья, Фёдор Карповы. Богданов был лесником, Екатерина Никитична Бубнова работала в школе, Лукерья Чуракова — почтальонка.
А вот уже в документах за 1964-1965 годы Битковского сельсовета, за 1966-1967 годы Болтовского сельсовета посёлок Чисто-Тетерьевский не значится. Официальное решение об исключении его из учётных данных в архивных документах не обнаружено. В справочнике «Новосибирская область. Административно-территориальное деление на 01 января 1968 года» посёлок Чисто-Тетерьевский в составе Сузунского района уже не значится.
Со слов Раисы Васильевны, люди из посёлка начали уезжать в 1958 году. Так как жители были в основной массе многодетные, сыграло большую роль отсутствие школы в посёлке. Детям было тяжело добираться, большинство взрослых ездило на работу в село Бедрино, много времени уходило на дорогу. Так посёлок попал в число неперспективных. Многие жители разбирали свои дома и перевозили их в Болтово, Сузун, Бедрино. Так, в село Болтово переехала семья Кузнецовых, в Бедрино – Настасья и Илья Карповы, Софья Рудомётова. Некоторые жители просто бросали дома и покупали на новом месте другие.
Спустя 60 лет ничего не осталось от посёлка Чисто-Тетерьевский, чистое поле и пахота. Лишь там, где было поселковое кладбище, прибит крест на ближайшей берёзе, чтобы люди помнили, что был здесь когда-то полный жизни и жителей посёлок. Уходят старые люди и вместе с ними уходят сведения о былой жизни, об исчезнувших деревнях. Поэтому моё исследование — всего лишь небольшой вклад в сохранении истории нашего края.
Наталья ШТАЙНЕНПРАЙС, Бедрино