Земляки Человек и закон

С точки зрения закона

Кратко

Шестого апреля исполняется 60 лет со времени передачи права производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее МВД СССР). День следователя продолжают отмечать в Российской Федерации

Об IT-преступлениях много знает Мария Довыденко, потому что расследует эти дела. Оформляет запросы сотовым операторам, банкам, допрашивает свидетелей и потерпевших. Напоминает: мошенники интересуются паролями от личных кабинетов на госуслугах, ведь там есть сведения о ваших банковских картах

Шестого апреля исполняется 60 лет со времени передачи права производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее МВД СССР). День следователя продолжают отмечать в Российской Федерации.


«В том году, когда пришёл в следствие, приходилось по три-четыре раза в месяц выезжать в лес, расследовать незаконные рубки, — рассказывает Александр Леонов. — Запомнилось дело о нападении на продавца с применением оружия и причинением тяжких телесных повреждений. Каждое расследование уникально»

В сузунском следствии сегодня работают восемь сотрудников. У пяти — стаж свыше десяти лет. Их отличает значительный опыт, у каждого свой стиль работы. Это начальник отдела, подполковник юстиции Надежда Янина; заместитель начальника отдела, подполковник юстиции Наталья Антоненко; старший следователь, майор юстиции Татьяна Чернышева; следователи капитан юстиции Ирина Пивнюк и капитан юстиции Ксения Казанцева. Умение концентрироваться, быть готовым выехать на место преступления в любое время суток, отлично знать законы и применять свои знания на практике — о своей профессии они говорят немного. А когда в отдел приходят новички, наблюдают, помогают, контролируют. И бывают рады за них, если всё получается: расследуются дела, грамотно оформляется доказательная база, дела передаются в суд.
У старшего следователя, старшего лейтенанта юстиции Марии Довыденко и следователя, лейтенанта юстиции Александра Леонова стаж больше пяти лет. О молодёжи начальник отдела говорит с теплотой: «Очень ответственная идёт смена. Имеют высшее образование и продолжают учиться, изучают материалы Верховного Суда РФ. Набираются опыта, знакомятся с ведением аналогичных дел в Новосибирской области».

Следователь Елена Вербицкая работает в отделе один год, занимается общеуголовными делами.
Начальник отдела Надежда Янина смотрит, как систематизирована доказательная база по одной из краж, которые расследует Елена


Утро в отделе начинается с планёрки. Каждый сотрудник докладывает, что запланировал на день: выезды, допросы, встречи, оформление дел. Вечером — подведение итогов.

С пачкой денег пришёл пенсионер

«Бывают недели, когда к нам ежедневно обращаются с заявлениями сузунцы, пострадавшие от IT-преступлений», — сообщает начальник следственного отдела Надежда Янина.
Мошенничество в интернете развивается во многих формах: от почтового спама до онлайн-жульничества. Сузунский район принял эстафету в 2016 году, когда люди часто стали получать звонки от якобы родственников, которые просят срочно перечислить деньги для «решения вопроса с сотрудниками ГИБДД» (при мнимой аварии) или передать наличные. И переводили, и отдавали. Сотрудники полиции предостерегали в печати, объясняли на встречах с пожилыми людьми, что звонят мошенники. Советовали прервать разговор по телефону и перезвонить тому, о ком ведёт разговор преступник: внуку, сыну, мужу. Казалось бы, можно понять, что незнакомцы звонят с одной целью: убедить вас поделиться деньгами. Стали ли наши земляки внимательнее? Или по-прежнему доверчиво раскрывают кошелёк любому позвонившему?
«Преступники меняют схемы, но целью остаются деньги наших граждан», — говорит начальник следственного отдела и приводит примеры, которые почему-то не становятся предостережением для сузунцев.
Несколько уменьшилась доля обманутых пенсионеров. Мошенники — хорошие психологи, понимающие, что именно интересует молодёжь. Быстрый заработок! То есть работать-то не придётся, можно, сидя в кресле, получить в подарок сто пятьдесят тысяч, например. Тем более что номер вашего телефона был разыгран в компании МТС, Билайн (легко определить сотового оператора по трём первым цифрам) и «стал победителем корпоративной лотереи». «Только назовите все цифры на вашей банковской карте. Плохо видите? А вы сфотографируйте и вышлите фото. Сейчас получите СМС, код назовите. Ждите перевод», — как под гипнозом, следуя указаниям, называют цифры, коды. А ведь достаточно спросить самого себя: почему звонят мне, а не своим родственникам — пусть бы им переводили «розыгрыш в лотерею» и прочие финансовые плюшки.
Или вот звонок: «Беспокоят из банка. На вас оформляют онлайн кредит. Вы в курсе? Хорошо, кредит отменяем. Нам нужно отследить преступную цепочку, помогите нам. Сейчас сами оформите четыре кредита по 150 тысяч и каждую сумму отправьте на номера телефонов. Диктую номера. Перечислили, вижу. Вы очень помогли, спасибо». Да, преступники знают, кому звонят, называют вас по имени, отчеству. Наши доверчивые граждане потом уверяют, что непременно из банка звонили или из ФСБ, или из МВД. Услышав свою фамилию с незнакомого номера, лучше сразу прекратить разговор. А преступники вежливы, не дают опомниться, постоянно торопят и диктуют, что делать. О чём думал житель одного из сёл нашего района, оформляя четыре кредита и переводя тут же 600 тысяч не понять кому? Потом-то он, конечно, обратился в полицию.
Десятилетний ребёнок играл на своём смартфоне и обратил внимание на рекламу: доступный заработок, нажал. Ему ответили: «Хочешь заработать? Возьми карту. У тебя нет? Возьми мамину». Он выполнил всё, что ему диктовали. Почему он это сделал? «Хотел обрадовать маму, ведь мужчина обещал, что переведёт ей на карту 150000 рублей», — пояснил школьник. Хорошо, мама заглянула из кухни и прервала диалог, заблокировала карту, позвонила в полицию. Но часть денег с её карты ушла преступнику.
Одна из участниц гос-программы, едва не лишилась всей суммы субсидии. Перевод 200000 насторожил службу безопасности банка, следующий перевод они заблокировали. А девушка вдруг осознала, что огромную сумму она сама отправила неизвестно куда. Конечно, слёзы и звонок в Сузун, в полицию.
Ребёнок вырос, комбинезон стал малым, и мама выставляет его на одной из интернет-площадок за 1500 рублей. Звонит покупатель, спрашивает номер карты, куда перевести деньги за покупку. «А как вы его заберёте? Вы где?» — простой вопрос вдруг сбил накатанную схему. «В Новосибирске. Приедем», — ответили ей. «Они даже не спросили адрес. Ко мне от Сузуна ехать ещё 50 км. Да они за бензин больше отдадут, чем стоит мой комбинезон», — достаточно порассуждать, и всё становится понятно. Но номера на карте она успела назвать, и вся зарплата была списана.
В ноябре в дежурную часть с пачкой денег пришёл пенсионер. Мошенник по телефону сказал, что замечены махинации с его банковским вкладом, убедил оформить в банке кредит на 120000 и снять деньги. Следующий шаг — через банкомат положить всю сумму на номер телефона — вдруг насторожил пенсионера, он прекратил разговор и пошёл в полицию. Объяснил дежурному, и вдруг опять звонок. Пенсионер показывает: «Вот он звонит» и передаёт сотруднику трубку. Дежурный представился, трубку бросили. Преступники, разозлившись, что «рыбка срывается с крючка», перезванивают и требуют: «Отдай деду трубку!». Пенсионер тут же вернул банку кредит. Преступный умысел не удалось довести до конца, но дело заведено, расследуется.
«Расследовать подобные дела очень сложно, — комментирует Надежда Владимировна. — Базы персональных данных найти в интернете просто, чем и пользуются преступники. Что нам говорят пострадавшие? Номер телефона звонившего. На кого он зарегистрирован? Тут цепочка рвётся, это может быть гражданин другой страны (если сотрудник сотового оператора оформил сим-карту по паспорту) или такого гражданина нет совсем (сим-карту оформили со слов покупателя, такого адреса никогда не было)». Действительно, любой из нас видел назойливых продавцов сим-карт, например, на автовокзале в Новосибирске. Конечно, в ходе следствия сотрудники запрашивают банк, на какие счета перечислены деньги. Сложность ещё и в том, что у гражданина не украли кошелёк, он ведь сам, добровольно перечислил финансовые средства.
Бывает, из Новосибирска в Сузунский следственный отдел передают дела об IT-преступлениях, так как в областном центре у следователей высокая нагрузка: порядка 30 заявлений от пострадавших за сутки. Расследование ведётся по принятому алгоритму: делаются запросы, сотрудники анализируют полученные сведения. К сожалению, далеко не все дела удаётся довести до суда. В отделе расследованием IT-преступлений занимаются, кроме начальника, Ксения Казанцева и Мария Довыденко.
А можно ли предугадать, какие новые схемы придумают мошенники для жителей нашего района? «Вероятно, будут звонить по газовому оборудованию, по оформлению земельных участков для проведения газопровода. Ведь газификация района будет в новостях. Хотим напомнить жителям про бесплатный сыр в мышеловке, это отрезвляет. А также пояснить, что сотрудники МВД, банков и все остальные никогда не интересуются суммами на ваших счетах, номерами банковских карт. Чтобы предупредить преступление или расследовать, наши сотрудники обратятся в службы безопасности банков. Вас лично вызовут в отдел, чтобы письменно оформить показания, если потребуется. Берегите свои личные данные», — посоветовали в следственном отделе.

Елена Земляницкая