Земляки

СУДЬБА МОЯ   — СТАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ

Приказ министра № 221

Александру Сергеевичу Мельникову можно позавидовать: за свою трудовую биографию он был награждён 56 раз!

О его профессионализме, высоких организаторских способностях, умении общаться с людьми, его человеческих качествах: порядочности, честности, ответственности – говорят все, кто когда-либо с ним сталкивался.

Как и большинство мальчишек военной поры, Саша Мельников рано потерял отца. Его мама Ольга Ивановна растила четверых детей. Саша был старшим. Пришлось ему поработать на лесозаготовках. Ворочал брёвна такие, что не каждый взрослый бы справился. Об этом этапе жизни Александр Сергеевич вспоминал так: «Лесозаготовка подобрала всех ребят и девчат. Отказаться нельзя – время военное. Пытались некоторые убежать. Да куда там убежишь – кругом охрана».

Победа пришла с радостью и слезами в маленькое удмуртское село Чёрный лог. Мужчин пришло домой совсем мало, да и те калеки. И опять вся нагрузка выпала на женщин и подростков. Потом наступила пора идти в армию. Возвращался со службы с твёрдым намерением уйти из колхоза, учиться, получить специальность. Да только из колхоза не было пути, паспорта не давали, а куда без паспорта уедешь?

С образованием пять классов поставили Александра работать бригадиром. Очень не хотел – пришлось. Не гордился молодой бригадир положением, обращался за помощью и советом к старшим, старался понять ровесников и чувствовал, что люди к нему тянутся, доверяют. Когда же появилась возможность уехать из Удмуртии, жил в Казахстане, а в 1963 году переехал в Сузун, где шло строительство железной дороги.

Тридцать лет проработал на транспорте. Было трудно и сложно, особенно потому, что не хватало образования. Вот и пришлось уже семейному человеку «штурмовать» восьмой класс. Правила, упражнения, задачи постигал ночами, а наутро к восьми часам отправлялся на работу.  Дисциплина – это первое дело на транспорте. Для Мельникова дисциплина измерялась не только временем, но и энергичностью, подтянутостью, доброжелательностью и требовательностью, прежде всего, к себе. Четыре года был простым рабочим, потом поставили бригадиром. И опять встал вопрос об образовании. Пётр Дмитриевич Серушков настоял на курсах переподготовки, пообещал позаботиться о семье. И действительно, пока Мельников постигал науку, семья перебралась, с помощью Серушкова, в собственную квартиру. После курсовой подготовки стал увереннее чувствовать себя на работе, а Пётр Дмитриевич соблазнял учиться дальше. Поступил Александр Сергеевич в Карасукский железнодорожный техникум. 

Заочная учёба требует постоянной работы над собой. Надо ездить на сессии. А тут началось строительство вторых путей. В это время Александр Сергеевич уже работал мастером, и на нём лежала большая ответственность за эти новые пути. На учёбу времени катастрофически не хватало. Всё труднее было учиться без запаса знаний средней школы. Иностранный язык просто рубил Мельникова под корень, учёбу, к сожалению, пришлось бросить. Зато через много лет мечту отца о высшем профессиональном образовании осуществила старшая дочь Вера. Она работала в Карасукском отделении железной дороги до выхода на пенсию.

Высокое звание «Почётный железнодорожник» было ему присвоено 8 июля 1993 года приказом министра путей сообщения № 221. Двадцать лет проработав мастером, последние годы – старшим мастером, Александр Сергеевич уверен, что транспортная система будет работать без сбоев, если обслуживать её будут люди честные, работящие, грамотные.

Галина ЖЕЛЕЗНОВА, по материалам музея Боевой славы школы № 301 им. В. А. Левина