Земляки

Судьба моя — стальная магистраль

Вечная молодость рельсовых строк

Держу в руках трудовую книжку почётного железнодорожника Геннадия Васильевича Жабина, его знаю давно, с первого сентября 1985 года.

Тогда Геннадий Васильевич выступал на школьной линейке, посвящённой началу нового учебного года. Черноглазый, подвижный молодой мужчина был представлен как начальник Сузунской дистанции пути. Железнодорожники были главными нашими шефами, поэтому все притихли, хотелось понять, как новый начальник относится к школе, будет ли оказывать посильную материальную помощь, моральную поддержку в воспитании учеников. Несмотря на молодой возраст (35 лет), Геннадий Васильевич проявил заинтересованность и осведомлённость относительно школьных проблем, пообещал содействие. И, забегая вперёд, скажу: слово, данное тогда, держал на протяжении всей работы в должности начальника дистанции.

Сузунскую дистанцию пути Геннадий Васильевич принял в ноябре 1984 года и проработал в этой должности 16 лет. Всего же железной дороге он посвятил без малого 31 год жизни, Сузунской дистанции пути – 18 лет. И сегодня на вопрос, что такое железная дорога, отвечает – моя жизнь.

Впервые работать на дорогу он пришёл в дни летних каникул. Два месяца в неполные 17 лет трудился подсобным рабочим, помогал матери Валентине Петровне, обходчику Купинской дистанции пути. А уже следующим летом 1968 года, окончив среднюю школу, он устраивается на работу монтёром пути первого разряда. Весной уходит в армию, служит в Чехословакии. После армии был такой случай: в 1971 году судьба столкнула его с народной артисткой Советского Союза Людмилой Зыкиной, предложившей голосистому парню работу в хоре, где она солировала. Вспоминает об этом Геннадий Васильевич с улыбкой.

Тогда он уже точно знал, что посвятит свою жизнь железной дороге. После службы устроился работать механиком дефектоскопной тележки. Правда, уже в августе был командирован на учёбу в Томский техникум железнодорожного транспорта, который окончил в 1973 году с отличием. Ещё студентом вступил в КПСС. С дипломом техника– путейца устроился на работу в Карасукскую дистанцию пути бригадиром по контролю на одиннадцатый околоток. Через пять месяцев Геннадия Жабина назначают дорожным мастером, а затем старшим мастером и дальше — заместителем начальника Карасукской дистанции пути. Последнее назначение стало серьёзным трамплином для перевода в Сузунскую дистанцию начальником.

В ноябре 1984 года Жабин получает назначение и приезжает в Сузун. Посёлок встретил нового начальника тишиной, заснеженными соснами, уютными дымами из печных труб. Такой красоты не встретишь ни в Купино, ни в Карасуке. Сузун покорил Геннадия Васильевича раз и навсегда. В желании жить и работать здесь сыграли свою роль и люди, работающие в пути. Профессионализм П. Д. Серушкова, надёжность мастеров своего дела А. С. Мельникова, В. Б. Жаркова, А. Ф. Ксёнза и многих других тружеников. Шестнадцать лет в должности начальника пути пролетели незаметно. Годы выдались не простые. Страну охватили реформы, которые коснулись и транспорта. Самыми болезненными моментами стали сокращения. Старался перевести людей на другую работу, предоставить новые должности. В дистанцию пришло много новых толковых специалистов с дипломами Новосибирского института железнодорожного транспорта. Многих ребят Геннадий Васильевич и сам отправлял учиться в университет заочно. Время требовало новых знаний. И уже имея внуков, Жабин поступает в СГУПС на заочное отделение и получает диплом.

При нём вводились в эксплуатацию новые объекты инфраструктуры: капитальный ремонт второго пути, автоматизация стрелочных узлов и переездов. Расширялась социальная инфраструктура: перевод медпункта в новое здание, строительство жилых домов по улицам Строительная, Молодёжная, Вокзальная, Цветочная. Это воплощение его планов, дела его рук. В трудовой книжке Геннадия Васильевича 52 записи в сведениях о награждении: преимущественно за внедрение новой техники, рацпредложения и ввод новых объектов. Седьмого мая 1991 года он награждается знаком «Почётный железнодорожник», двадцать девятого января 2007 года – именными часами начальника Западно-Сибирской железной дороги.

Сегодня Геннадий Васильевич на заслуженном отдыхе, но если видит рабочую электричку в неурочный час, волнуется: не случилось ли чего на дороге?

Галина ЖЕЛЕЗНОВА, заведующая сектором Сузунского краеведческого музея «Центр исторической информации»