Судьба моя — стальная магистраль
Кратко
Железнодорожная станция Сузуна отмечает юбилей
Дорога — причал и дом родной
Первая запись в сведениях о работе Леонида Голушко сделана в 1968 году рукой работницы кадров 20-й Иртышской дистанции сигнализации и связи.
Тогда в феврале он был принят монтёром пути для прохождения производственной практики. Леонид учился в Омском техникуме железнодорожного транспорта, который окончил в июле следующего года. Ещё до получения диплома молодого специалиста приняли монтёром VI разряда СЦБ до осени. 17 ноября 1969 года Леонида призвали в армию.
По окончании службы с 12 января 1972 года он работал на станции Входная Западно–Сибирской железной дороги электромехаником СЦБ первой группы, старшим электромехаником первой группы ПоНаБ. Потом Леонид Петрович решил резко поменять жизнь, уехал на Крайний Север: за туманом, деньгами, запахом тайги. Очень хотелось купить машину. Пять месяцев плотничал в СМП-611 «Тюменьстройпуть», затем — полгода в Пуровской геодезической экспедиции топорабочим. Много ли было заработано денег, не знаю, но осознание, что от судьбы не уйдёшь, в эти годы пришло к Леониду Петровичу точно. И вот он — снова электромеханик СЦБ на станции Входная.
По-другому и быть не могло, ведь и дед Леонида служил на железной дороге, и отец Пётр Иванович был старшим механиком Дома связи. Позже и трое детей Леонида Петровича выберут для себя дорогу основным местом работы. Сын Валерий, окончив ОмИИТ, будет работать главным инженером в локомотивном депо на станции Коротчаево. Дочь Светлана станет инженером на станции Иртышская. Младший сын Евгений пойдёт по стопам отца.
В 1996 году Леонид Петрович переводится на работу в Каменскую дистанцию сигнализации, связи и ВТС (ШЧ-15). И с тех пор 14 лет трудится у нас в Сузуне, вплоть до выхода на пенсию в 2010 году. Его работа была не ограничена во времени, и он, как солдат, всегда был на посту. Отвечал за автоматику: важнейшее звено в цепи транспорта. Профессионал своего дела, он быстро разбирался в поломках и причинах сбоев, успешно их ликвидировал.
В разделе «Сведения о поощрениях» в трудовой книжке Голушко 48 записей. За что поощряли железнодорожника? За добросовестный труд и личную инициативу в работе при проведении зимнего капитального ремонта перегона; за обеспечение безопасности движения поездов и проделанную работу по качественному содержанию технических средств; за обеспечение безаварийной работы в течение года; за успешное выполнение задач по капитальному ремонту пути на Среднесибирском ходу; за большой объём работ по монтажу и пуску ЭЦ станции Красный Боец. И за другую качественно выполненную работу!
Особо выделяется запись № 38 от 28 мая 2007 года, внесённая на основании приказа ОАО РЖД № 140: «За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, активное участие в распространении передового опыта, повышении роли ответственности руководителей среднего звена хозяйств автоматики и телемеханики награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО Российские железные дороги» с выдачей премии».
Награждали Леонида Петровича и именными часами министра путей сообщения, швейцарскими именными часами награждена и его дочь Светлана Леонидовна Смоликова. Дело своих прадедов и деда Леонида Петровича продолжает сегодня и внук Игорь Владимирович Смоликов.
Когда пишешь о Леониде Петровиче, невозможно не рассказать о его супруге Надежде Васильевне Ефременко. Она — потомственная железнодорожница. Родилась, вы не поверите, на 371 км. Об этом свидетельствуют записи в документах, удостоверяющих её личность. Её отец Василий Ремзаев служил на магистрали дорожным мастером, поэтому и Надя отправилась в Омский техникум железнодорожного транспорта получать профессию. Здесь она и познакомилась с Леонидом Голушко. По окончании техникума жизнь разбросала молодых людей по разным дистанциям, они создали семьи, воспитывали детей (на двоих – шестеро детей). Но так случилось, что он и она овдовели. Надежда Васильевна очень тепло говорит о своём трагически погибшем муже Александре Михайловиче Ефременко: «Ему было всего 24 года, а рабочие уже называли его по отчеству — Михалыч». Уважали старшего инженера, а затем и начальника участка Камень – Среднесибирская, за образованность и профессионализм. Надежда Васильевна добавляет о первой жене Леонида: «Она такая красивая была. Работала в школе учителем начальных классов». Но жизнь есть жизнь. Бывшие однокурсники встретились и решили не раставаться. Объединили свои усилия по воспитанию детей и живут вот уже тридцать лет в мире и согласии.
Надежда Васильевна стояла у истоков контрольно-испытательного пункта, получила назначение в КИП, когда он в Сузуне ещё строился. И проработала в нём более тридцати лет электромехаником, старшим электромехаником, бригадиром. Особенно трудно было вначале. Девочки пришли работать в КИП замечательные, но из других профессий. Бригадиру Ефременко пришлось обучать их азам: разбираться в схемах, массе проводков, диодах, триодах, варисторах и других мелких деталях, работать паяльниками. Не случайно в стихотворном поздравлении они написали:
Жилось с тобой в КИПе
Легко и привольно,
Была ты и строгой,
И доброй довольно.
Ты и компасом нашим была
И штурвалом,
И сделала в жизни для нас
Ты не мало.
На самом деле работа у девчат была не из лёгких, каждую давил груз ответственности за надёжность приборов и, в итоге, за безопасность движения поездов. Надежда Васильевна помогала коллегам не только в освоении профессии, но и в решении домашних проблем.
Много лет она работала в профсоюзе. Помогать другим – это её потребность. Она приходила на помощь классным руководителям. Водила ребят в походы, класс старшего сына организовала на лыжный пробег к матери Героя Советского Союза Василия Левина. Её дружный коллектив с семьями принял участие в акции лыжников «Километры до Москвы» к юбилею Московской битвы. Да чего только полезного и доброго не делал коллектив КИПа! Недаром Надежда Васильевна получила право на приобретение автомобиля вне очереди. Её наградили знаком «Отличник социалистического соревнования на транспорте», именными часами начальника дороги и ещё четырьмя десятками грамот, благодарностей, премий.
Выбор детей Надежды Васильевны выпал на СибГУПС, здесь они получили образование. И пусть сегодня они работают в другой сфере, каждый из них благодарен железнодорожному посёлку, его людям, родной школе № 301 за путёвку в жизнь. Хоккейную коробку, где до недавнего времени тренировалась команда «Русич», подарили школе взрослые дети Надежды Васильевны.
Галина ЖЕЛЕЗНОВА, заведующая сектором Сузунского краеведческого музея «Центр исторической информации»