Светланино счастье
Кратко
Впервые в нашем районе конно-спортивные состязания прошли еще в Болтово, во времена, когда здесь действовал крупнейший для тех лет Сузунский конезавод
В этом году в Сузуне уже в 21 раз пройдут соревнования конников. Конно-спортивные состязания возродили в 2001 году. Однако, впервые в нашем районе такие скачки прошли еще в Болтово, во времена, когда здесь действовал крупнейший для тех лет Сузунский конезавод. Об этом нам рассказала его директор, или как в те времена называли его руководителя – начкон (начальник конюшни) Светлана Зверева: «Я когда появилась на ферме, то сразу стала со всеми общаться, слушать, что рассказывали работники. А разговоры разные были. В основном, они вспоминали прошлые времена, безбедные, когда при Конезаводе проводились конные соревнования. Я сказала, «А почему мы не можем также?» С этого всё и началось… »
Всё заработало, как часы
Конезавод был основан в деревне в 1968 году. Такие данные приводит в своей работе под названием «Роль переселенцев в развитии села Болтово» Влада Седых, ученица МКОУ «Болтовская СОШ». Материал размещен на портале «Народная летопись» Новосибирской области, датируемый маем 2017 года. А Светлана Зверева появилась в Болтово в 1984 году, после окончания института. Вспоминает, что когда приехала руководить болтовскими конюшнями, то увидела унылую картину: от перспективного некогда предприятия остались полудействующие конюшни да немногочисленное поголовье лошадей: «Ферма была в очень плачевном состоянии, не было руководителя. Поставили во главу наездника, но он не выправил ситуацию: при работе с лошадьми нужно быть сильным, властным. А я такая и была. Мы начали восстанавливать поголовье, заготавливали корма, следили за жеребцами, за их здоровьем. Помню, «медвежья качка» у одного была, это когда ноги в разные стороны расходятся. Вобщем, в ужасном состоянии лошади были. Пришлось делать выбраковку – стадо улучшать: колчненогих животных выводить, с помесями бороться, следить, чтоб не племенные жеребцы к кобылам не подходили. Жизнеспособных животных пристраивали в хорошие руки. Так и наладили дело: всё заработало как часы. Года три на это потратили. Очень мне школьники помогали: надо же чем-то им было увлекаться, когда в деревне и так занятий для детей почти не было. Я тогда в конно-спортивной секции с ними занималась, отправляла их на наездников учиться. Молодёжь у нас продвинутая в конном спорте была. Большую помощь я получила от Петра Сергеевича Жаркова, он был бригадиром, очень толковый человек. Работали с ним вплоть до 1991 года, пока совхозы не развалились…»
Нежностью и лаской
На 40 голов уменьшилось стадо лошадей после проведённого отбора по селекционному признаку: для дальнейшей работы и разведения коллектив оставил 110 животных. С ними работали 15 человек. «Это коневоды, которые за молодняком ухаживали, в основном женщины. Потому что нежность и ласка нужна при общении с совсем маленькими лошадками, поясняет свой принцип подбора персонала Светлана Павловна. – К жеребятами постарше я мучжин — коневодов отправляла». Также в штате числились помощники наездника, которые лошадь запрягают, готовят её к выходу на дорожку, сами наездники, бригадир. «Вот и все кадры. Сторожа ещё: если проблемы, нас зовут, мы бежим ночью роды принимать», — смеётся Светлана Павловна.
Перехватили на полпути
По образованию Светалана Зверева зооинженер. Во время работы в институте практиковалась именно в сфере коневодства. Имеет первый спортивный разряд. Верховой ездой увлекалась с самого детства. Во время учёбы в школе в седьмом классе узнала, что на Новосибирском ипподроме идет набор в конно-спортивную секцию. Так в её жизни и появились лошади, общение с которыми длилось долгие годы. После окончания института молодого специалиста отправили по распределению в село Мышланка, работать селекционером. Однако перспективная выпускница уехала в Ростовскую область, где тогда действовал крупнейший Конезавод. Когда вернулась в Новосибирск, чтобы забрать документы, подтверждающие распределение, встретилась с супругами Шуваловыми из Сузуна(Геннадий Александрович, который был в то время Первым секретарём Сузунского РК КПСС, и Галина Ильинична – прим. ред.). «Так меня они перехватили прямо в коридоре райкома,- вспоминает Светлана Павловна, — говорят: «Никуда её не отдавайте, нам коневоды нужны, мы её в Сузун заберём. Вот так я, городская девчонка, оказалась в Болтово. Такая интересная история».
Пятёрка лучших
По воспоминаниям Светланы Зверевой, руководителя конефермы в Болтово, районные соревнования конников возобновились году в 1987. Стадо к тому времени привели в норму: его наполнили высокоценными племенными животными, которые могут быть полезными в производстве и конном спорте. На Пятигорском ипподроме приобрели верховых лошадей для тройки, а также «пристяжек». Стали принимать участие в областных соревнованиях, а затем перешли к районным: скачки в Болтово с сузунскими коневодами стали одновременно и подготовкой к региональному турниру. «Бросили клич по деревням нашим, мол, кто готов посоревноваться, — рассказывает Светлана Павловна. — Помню, что из Битков ребята откликнулись – там рысаки были. У них Виктор Гилёв(директор совхоза Битки-прим.ред) был любитель. Он покупал эту породу для улучшения стада. Ну, мы и простых, домашних, лошадей тоже брали на скачки. Мы терпимо относились, даже если они бежали не очень ровно, на поле часто сбивались. Лояльничали, чтобы хоть как – то начать. Мы у себя соревнования проведём, тем самым подготовим лошадей, чтобы в Новосибирск ехать. Они должны знать этот соревновательный момент. Лошадь в соревнованиях всегда вперед рвётся – это у неё природой заложено. Если она это хорошо усвоит, то и в областном турнире выступит успешно. Так мы в пятёрку лучших неоднократно попадали».
Переезд в Аэропорт
Года через два – три конно-спортивные соревнования «переехали» в Сузун. Почему именно Аэропорт и кто именно предложил этот участок, Светлана Павловна точно не помнит, но уточняет, что в то время, -а это было уже ближе к году 1990, — площадка по своему прямому назначению уже не работала. Поэтому её отдали коневодам, чтобы те благоустроили участок и сформировали там беговую дорожку: «Этой работой мы с нашим бригадиром Петром Сергеевичем Жарковым занимались. К этому времени в совхозах уже наступили сложные времена. Поле для забега нужно было содержать: боронить, культивировать, выравнивать, утаптывать. Я думаю, возможностей для этого в Болтово уже не было. К тому же к нам ездила только ближайшая наша округа – Битки, Заковряжино. А Сузун – это все-таки районный центр, больше совхозов заинтересовалось мероприятием, да и престиж скачек не последнюю роль сыграл в решении этого вопроса…»
Конезавод в Болтово как предприятие стал «угасать» в 1991 году. Но коллектив под руководством Светланы Зверевой проработал с лошадьми до 1993 года. В декабре, чтобы окончательно не «развалить» конеферму, им пришлось создать фермерские хозяйства. Болтовцы организовали Ассоциацию «Орловец» и еще 10 лет работали как фермеры. А в 2004 году Светлана Павловна совсем уехала из Болтово. «Совхоз разваливался, меня заставляли отдавать паи лошадьми. Это было очень тяжело делать. Весь молодняк мы раздали, а маточный состав – 58 животных – выкупили. Самое тяжелое было продавать своих любимцев. Я ни одну лошадь на мясокомбинат не сдала: пристроила всех. Сколько лет прошло, а у меня и сейчас слёзы на глазах: как было тяжело – передать нельзя. С тех пор не могу к лошадям подойти, чувствую, что предала их – так себя ощущаю. Но жизнь, она такая… мне уезжать надо было. Зовут меня и сейчас приятели на ипподром, а я почему – то не могу себя пересилить, прийти к лошадям: стыдно мне им в глаза смотреть…»
Кувшинка
Светлана Зверева живёт в Новосибирске. Десять лет назад основала небольшую «бухгалтерскую» фирму. Сама Светлана Павловна работала главным бухгалтером. На пенсии последние два года, занимается ведением документации нескольких предприятий. На конно-спортивные соревнования в Сузун, которые ведут свой отсчёт с 2001 года, приезжала несколько лет, участвовала в судействе конников. В последние годы уже не посещала мероприятие. Но с теплотой вспоминает каждый день, проведённый в обществе лошадей: «Была у меня Кувшинка… А получилось как? У нас жеребцов не было, а стадо обновлять надо. На это дело мне денег не давали. Я тогда выучилась на «искусственное осеменение», договорилась с институтом коневодства, мне там выделили семя Водорода(кличка лошади), мы сделали у себя станок и вели работу по осеменению. Так и получилась Кувшинка. Самая любимая у меня была. Она когда родилась, такая красавица была. Её даже кобылы оберегали, заботились о ней. Я всё время говорю: лошади дают очень много энергии по жизни. Кто работал с ними — это большое счастье. Я вот столько счастья этого набралась,что считаю, что я счастливый человек…»
Екатерина ЖУКОВА