Земляки

В ответе за «сборную»

«Очень переживаю, когда ребёнок к нам попадает не в первом классе, а в восьмом, например», — случаями из своей жизни учитель Людмила Сенцова делится охотно. И когда за каждым примером — судьба ребёнка, это серьёзный разговор.

Первое сентября — самый лучший день в году, уверена Людмила Сенцова

Русский язык и чтение преподаёт своим ученикам с пятого по девятый класс Людмила Павловна. Именно так — чтение, а не литература называется её предмет в Сузунской школе-интернате. Далеко не все родители, видя отставание в развитии своего ребёнка, обращаются к специалистам. А зря. Если дошкольник не усваивает образовательную программу, но идёт в обычную школу, он чувствует себя неуютно. Не только двойки в журнале, но и насмешки одноклассников делают каждый урок неприятным. Этого можно избежать, если папы и мамы сами приедут в школу-интернат, осмотрятся на месте, поговорят с педагогами обо всех своих страхах.

Об этом Людмила Павловна говорит горячо, приводит примеры. Вот деревенская девочка, которая стеснялась семь лет отвечать на уроке в своей школе! Боялась унижения. А в ОШ-И уже выходит на сцену, декларирует стихи. В ноябре на День матери она здесь была звездой, а её мама плакала от счастья в зале. «Ни в каких других сузунских школах нет таких условий для обучения, нет и множества специалистов, какие работают здесь. Мы видим диагнозы. И отношение к детям соответствующее. Они понимают это, видят нашу заинтересованность, — рассказывает учитель. — Был ученик, который пришёл к нам в четвёртом классе, и его стали учить читать».

Сама она знакомится со своими будущими пятиклассниками ещё в начальной школе. Приходит на уроки в четвёртом классе, наблюдает, спрашивает обо всех особенностях детей у их классного руководителя. Понимает, кого похвалить, с кем придётся разговаривать строже.  Запомнит, какие подходы у учителя к каждому ученику.

А в каком объёме они будут изучать, например, творчество Пушкина? Оказывается, литературу здесь преподают, как в общеобразовательной школе до пятого класса. То есть «Капитанской дочки» в программе нет. Есть ли стихи и поэма «Руслан и Людмила», а также диктанты или контрольное списывание — это решает учитель: кто по своим возможностям и в какой форме выполнит проверочную работу.  

Дети в интернате с педагогами общаются больше, чем с папами и мамами. Поэтому и нет в этой школе секретов. Кто кому симпатичен, кто с кем дружит, видят и школьники, делятся мечтами и историями о себе. Ежегодно классный руководитель и социальный педагог посещают с обследованием каждую семью, в том числе и приёмные: как живут, чем занимаются родители, делают выводы о ребёнке, его поведении.

В этом году у Людмилы Павловны выпускники, девятиклассники. Тринадцать человек, поступившие в первом, пятом, шестом классах… «Сборная всего района» называет их учитель. Гордится тем результатом, что смогли «вылепить» из гиперактивных ребятишек педагоги за эти годы. «У нас хорошо работает родительский комитет, — отвечает на незаданный вопрос преподаватель. — Есть традиции: отмечаем дни рождения, Новый год, День защитника Отечества, Восьмое марта. Попросили помочь сыну составить рассказ о папиной службе в армии — кто был больше рад, что родители откликнулись? Весь класс. А как мы замечательно завершили прошлый учебный год! Ответственными за пикник с шашлыками на природе были папы». Она показывает фотографии, где её ребятишки отдыхают, заняты уборкой пришкольной территории, с пирогами посещают музей «Центр исторической информации», помогают бабушке носить дрова…

С уроками, контрольными, праздниками и Специальной олимпиадой пролетит учебный год. Уже девчонки обсуждают фасоны выпускных платьев. Скоро расставание, взрослая жизнь, а на любимого учителя бывшие ученики будут смотреть по видеосвязи. Да, они станут звонить, приезжать и писать, рассказывать о себе. Ведь здесь к ним относились с любовью.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ