Творчество Сузунцев

Всё начинается с детства…

Проект Михаила Дорошенко в Малышево, конно-спортивный праздник, выборы — в самых неожиданных местах можно увидеть выступление сузунского ансамбля «Русская гармонь» и особое отношение к нему зрителей: тёплое, восторженное, удивлённое, разное. Но никогда среди зрителей не бывает равнодушных.


В чём секрет?
Говорим о творчестве и о жизни с руководителем ансамбля гармонистов Владимиром Абрамовым. Он известен как музыкант универсальный: играет на балалайке, гитаре, гармони, баяне, маракасах, тамбурине, неподражаемо поёт.
Народный артист

На деревенской лавочке
Всё начинается с детства. У Володи Абрамова в доме сначала появился баян, папин инструмент: Матвей Родионович заведовал клубом в Малой Бобровке. Папа и был примером: жить, не выпуская баян из рук, успеть всё сделать дома, чтобы вечером и в выходные устраивать односельчанам праздник. Так вот появилась в отдалении мечта. Но сначала хотелось научиться играть. Музыкальной школы не было, как не было и преподавателей, а кнопочки баянные манили.
«Отец играет, смотрю, пытаюсь повторить. Или гости приедут из города — родственники в музыкальной школе учились — покажут мне что-то, играю», — рассказывает Владимир Матвеевич о своих первых музыкальных институтах. Откуда-то взялась старенькая гитара, название одно, а не гитара. Но ведь так хотелось ему быть не последним парнем на деревенской лавочке, куда собирались подростки вечерами. Музыка расставила такие капканы, что и не вырвешься от неё. Рвались струны у гитары, и купить негде. Что-то похожее нашёл, распустил тросики, проволочку натянул: звучит!
В Бобровской школе для ребят из ближайших деревень — Мышланки, Ключиков, Красного Камешка, Локотка и Малой Бобровки — был интернат. Школа большая, увлечений и друзей много. Владимира всегда манила сцена, в художественной самодеятельности нашёл своё место. И не беда, когда кто-нибудь из педагогов говорил о детских шалостях: «Ну, артист!». Ему четырнадцать лет было, когда родную деревню «закрыли», и семья переехала в Бобровку. Взрослеющие подростки делились планами, куда ехать, где учиться. А песни под гитару, давно покорившийся друг-
баян — вроде на фоне этих разговоров выглядели как-то несерьёзно…

Репертуар — весёлый
И после школы Владимир решил учиться на сварщика. Потом армия. После службы через год женился. Был слесарем-сборщиком, электросварщиком, рабочим в строительной организации, шихтовщиком на кирпичном заводе. Всё — не то. Художественная самодеятельность в Бобровском клубе не отпускала. Поступил в культпросветучилище. Директор сельского Дома культуры Зоя Васильевна Гефеле пригласила на работу методистом, через пять лет был переведён хормейстером. Как объединить сельских артистов, людей творческих, с разными характерами? Помогала сцена. Все хотели быть звёздами, репетировали серьёзно, выступали с блеском. Бобровский Дом культуры всегда был на уровне. Заметим, и сейчас держит марку.
А когда Зоя Васильевна уехала в Сузун, он стал руководителем учреждения культуры. Свой опыт ничем не заменишь. В 1993 году окончил Алтайский государственный институт культуры. Тот день, когда после пяти лет учёбы студентам вручили дипломы, считает и сегодня одним из самых счастливых. Специальность — режиссёр массовых праздников. Мастерство приходило с годами, а также свой взгляд на то, что ждут зрители от концерта в зале или от агитбригады в поле.
«Репертуар у нас, в основном, весёлый. Гармошка играет в одной тональности, не все песни подходят. Но чтобы зрители запомнили и захотели встретиться ещё, должно быть живое исполнение, жизнерадостное. Чтобы получилось шоу, нужны заводные песни. Надо вводить мизансцены, музыкальные трюки. Это и нам интересно, и людям нравится. Получается и для меня такая подпитка от зрителя, если мы попали на одну волну. Да это почти всегда случается», — это Владимир Матвеевич говорит уже про ансамбль «Русская гармонь». Но понимание, чего ждёт зритель, пришло из Бобровского ДК, из тех лет.

Листья надежды мои не роняй
Нет разницы, где живёт сибиряк, проблемы у всех одинаковы, мечты похожие, да и песням одним радуемся. В 2002 году Владимир Матвеевич переехал в Сузун и стал директором городского Дома культуры (позже — КДЦ). Пел в составе хора, солировал в ансамбле «Старые друзья», ставил театральные миниатюры. А ещё за счёт балкона увеличил зрительный зал, при культурно-досуговом центре работало много кружков. Дискотеки и творческие вечера привлекали и рабочую молодёжь посёлка. КДЦ стал действительно центром микрорайона, была налажена работа с 301-й школой.
Один из примеров: очень современно, ярко и оптимистично прошла первая «Битва хоров». В КДЦ приехали «сборные» из всех сельских клубов. Такой фейерверк костюмов, оригинальных номеров и неожиданных талантов получился, что вспоминают тот вечер и до сих пор; и шоу по песне «По серпантину» тоже не забыть. «Методистом в КДЦ тогда была Светлана Белова», — уточняет Владимир Матвеевич.
В 2013 году прошла очередная реорганизация, КДЦ поменял статус. А сотрудников перевели в районный Дом культуры. Впрочем, наработанные партнёрские и дружеские связи оказались крепкими. Напоминаю о видео «Облако-рай»: как пришла идея снять ролик? Ведь его и сейчас находят в сети интернет сузунцы.
«Посмотрел кино. Понравилось. Песня хорошая, текст зацепил. Исполнял, были хорошие отзывы. Юрий Петрович Серушков предложил снять видео. Идею продумывал, она должна была окончательно созреть, оформиться. Ехал на дачу в Нижний Сузун и понял — вот это место, где будем делать клип. Объяснил, технически продумали. Алексей Моргунов отвечал за камеру. Юрий Петрович взял большую лестницу в школе. Поехали на седьмой километр по малышевской трассе к знакомой сосне. Я залез на дерево, пел, они снимали, монтировали», — рассказывает и улыбается.

Будем жить
Вас семья к творчеству, к работе без выходных не ревнует? «Жена сразу поняла, что по-другому не будет. Воспринимает спокойно, а за ней и все привыкли», — такая жизнь у артиста, и он вполне ею доволен. Уточняет, что, например, картошку выкопать — дело святое, и вся другая большая работа проходит с его участием. Но и на поле, и на семейный отдых в Яровое гармонь с ним едет всегда. Все слушают. Музыке и вокалу в детской школе искусств учится его десятилетняя внучка Лиза. Растёт продолжение.


«В декаду пожилых людей мы с «Русской гармонью» объехали все уголки Сузуна, — говорит Владимир Матвеевич о последних новостях. — На сцене автоклуба установлены микрофоны, выходим, и начинается! Люди слушают, танцуют, просят ещё. К ним другие присоединяются: что это? А почему? А когда ещё приедете? Наши солисты полюбились зрителям, их знают по именам: Саша Гауэрт, Дмитрий Суслов, Дмитрий Галицкий, Александр Косинов и я. Девчонок наших всегда хорошо встречали: Наташу Ипатову, Люду Зимину, Елену Кривчикову. Сейчас подобрали песни на будущую «Битву хоров», репетируем. Ждём новые костюмы. Коллектив наш мобильный, напетый. Все быстро схватывают идею и песню. Но желательно полмесяца порепетировать».
Как выбрать песню, чтобы она стала убойной в исполнении коллектива и принесла победу на конкурсе? И потом продолжала жить, потому что её ждут зрители, встречают горячо, как долгожданного гостя. Народный хит «Федерико Феллини» — откуда появилась идея? «Владимир Матвеевич придумал. Потом вместе доработали. От художественного руководителя Олеси Петровны получили важные советы по режиссуре. Это был конкурс «Золотая струна». Победили тогда», —поясняет подошедший на репетицию Дмитрий Суслов.


За творчество, победы на конкурсах Владимир Абрамов получил немало наград. В 2014 году «Золотая книга культуры Новосибирской области» пополнилась его именем. Недавно, в октябре этого года, Владимир Матвеевич получил диплом третьей степени в номинации «Вокал» в региональном социально-культурном проекте «Поколение — вместе». Он исполнил песню на музыку и стихи Ивана Бобровского «Сибирская монета». Этот региональный конкурс творчества людей старшего поколения как специально называется «Народный артист». Это про него: из народа и для народа, для каждого из нас.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ