Земляки

Александра Попова: «Я в работе счастливая»

Кратко

К 95-летию со дня рождения Поповой (Полевахо) Александры Ивановны, Заслуженной артистки РСФСР (1962 г.), кавалера ордена Октябрьской революции (1976 г)

К 95-летию со дня рождения Поповой (Полевахо) Александры Ивановны, Заслуженной артистки РСФСР (1962 г.), кавалера ордена Октябрьской революции (1976 г)

«Я в работе счастливая»

Часто ли вы встречали людей, признающих такой факт? А вот Александра Ивановна Попова (Полевахо) в разговоре с корреспондентами всегда это подчёркивала.

Было в нашем Сузунском районе такое время, когда каждый человек знал её имя и узнавал в лицо милую, не высокого роста, улыбчивую женщину.

Знали её не потому, что о ней часто писали в районной газете, а потому, что она побывала в каждом селе нашего района со своим хором – Сузунским русским народным. На концертах хора, в залах сельских клубов, яблоку упасть было негде.

Первый концерт коллектива проходил в Сузуне 23 февраля 1967 года, через 20 дней после первой репетиции. Тогда в 1967 году, в январе, Первый секретарь райкома партии Кошелев В. А. пригласил А.И. Попову и её супруга Полевахо П.З. в наш район. Павел Захарович должен был возглавить РДК, а Александра Ивановна создать хор, который бы звучал не хуже Воронежского и других известных в стране хоровых коллективов.                               

К этому времени А.И. уже 15 лет солировала в Сибирском хоре. Первая из коллектива в 1962 году получила звание — «Заслуженная артистка РСФСР». Почему выбор пал на девушку из сибирской глубинки, которая не имела специального образования? Когда-то на этот вопрос она убежденно ответила: «Руководитель хора Валентин Сергеевич Левашов из пятидесяти человек именно ее, Шурочку Попову выбрал, потому что добросовестно она работала, даже болеть и печалиться старалась вне дела».                                                                                                                                                               Сибирский хор часто гастролировал, и на большинстве концертов она была солисткой. Концерты проводились без микрофонов, без фонограмм, артисту нужно было одним голосом целый зал охватить – и долетал, звонкий и сильный, голос Александры Поповой до самых дальних уголочков зала! Тяжело было расставаться с известным всей стране коллективом, но ещё труднее для Поповой была разлука с детьми Витей и Танечкой, которые оставались жить в Сузуне с мамой Александры – Минодорой Николаевной. Гастрольный график не позволял артистке быть вместе с детьми. И, когда представилась возможность объединиться с семьёй, она ею воспользовалась.                                       

Работу в Сузуне супруги начинали с разбитого дерматинового дивана, баяна в столь же плачевном состоянии и чёрного платья, оставшегося после какой-то послевоенной постановки. Такое многообразие проблем не остановило: желание работать, энергия, напористость помогли привлечь население к певческой деятельности. Ольга Романовна Аристова (Савченко) признаётся, что их с сестрой в хор привело не только желание петь, но и воочию увидеть настоящую артистку, ещё и заслуженную. Общение с Александрой Ивановной радовало и волновало, хотелось у неё учиться, подражать ей. Я даже походку артистки пыталась копировать – признаётся женщина. Александра Ивановна не только учила нас правильно петь, но и накладывать грим, носить кокошник, гладкую косу, пышную причёску. На репетициях мы учились профессиональному пению – мягкому, с цепным дыханием. Своим отношением к работе она влюбляла нас в народную культуру, развивала уважение к патриотической песне. Её исполнительское мастерство было недостигаемым, но мы к нему стремились. А вот признание другой хористки Надежды Константиновны Строгановой. В хор меня пригласили Попова с Назаровым. Они ходили по школам, прослушивали поющих старшеклассников. Послушали и меня. Послушали и пригласили. В хоре я всегда стояла рядом с Александрой Ивановной, которая восхищала меня своей интеллигентностью, душевностью, песенным талантом. Она не просто красиво пела, а проживала каждую песню и учила этому нас.                                                                                                                       

А ведь сама Александра Ивановна мечтала не о певческой, а танцевальной карьере. Когда в родной Малой Крутишке взрослые выходили плясать на круг, она здесь же за кругом пускалась в пляс. Об этой влюблённости к танцам рассказывала следующее – сколько себя помню, всегда, стоило гармонь услышать, напружинивалась вся. Услышу утром рано-рано наигрыши по радио – соскочу с постели и с закрытыми глазами плясать начинаю. После такой зарядки сон как рукой снимало и весь день потом радостная ходила. В последствии мечту Александры Ивановны воплотила в жизнь дочь Татьяна. А она позаботилась о том, чтобы со сцены сузунского дома культуры не только лилась русская песня, но и ритм и дробь русской пляски. Уже в мае 1968 года в I туре Всесоюзного смотра художественной самодеятельности в городе Новосибирске, посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, вместе с 35 хористами «зажигали» 18 танцоров. Сузунцы заняли тогда II место, уступили коллективу из Колывани. Правда, колыванский хор к этому времени имел двадцатилетний стаж!

В 1971 году в интервью журналу «Культурно-просветительская работа» Валентин Сергеевич Левашов дал такую оценку Сузунскому хору: «Прекрасный хор, поёт в истинно сибирской манере, с характерными подголосками, чисто, слаженно. Очень хорошо, что репертуар своеобразный, что поют и под баян, и под оркестр, и без сопровождения. Приятно, что много игровых песен и они мизанценированы. И самое, конечно, прекрасное, что этими парнями и девчатами руководят высокопрофессиональные люди. И с этой точки зрения Александра Попова и Борис Назаров достойны самых высоких похвал»! Самых высоких похвал был достоин и директор Дома культуры Полевахо Павел Захарович, который к 1970 году сумел приобрести несколько прекрасных смен костюмов и для хора, и для танцевальной группы, два комплекта инструментов для народного оркестра, два — для духового, шесть баянов. Для развития хора, его процветания и для реализации таланта своей уважаемой супруги Александры Ивановны, Павел Захарович звезду с неба не достал, а вот до встречи с Министром культуры СССР Фурцевой Е.А. дошёл.

 И звучала песня над Сузуном всё призывнее и призывнее. В апреле 1976 года за заслуги в развитии советской культуры Александру Ивановну наградили орденом Октябрьской Революции.

О популярности хора у нас в стране и за рубежом было написано немало. Выступления по телевизору, записи на радио, отчётные концерты в Москве, гастроли в Югославии, Чехии, Японии.

Сегодня имя Поповой знает только старшее поколение, да люди, работающие в культуре, близкие к искусству.

 С глубокой благодарностью рассказывает о прабабушке своим дочкам – певуньям Анастасия Евсеенко (внучка А.И., солистка Сибирского русского народного хора). На вопрос о том, чем она обязана бабушке?  Анастасия Владимировна ответила ёмким словом – всем! А потом продолжила – воспитанием, музыкальностью, любовью к русской певческой культуре, умением не раскисать и не унывать, когда трудно. Бабушка – это моё солнышко! Моя дача, где я, забравшись на забор, громко пою песни из репертуара ансамбля «Золотое кольцо», это мои вечерние посиделки на диване в уютной бабушкиной квартире и наш с ней дуэт на выпускном празднике из начальной школы. А ещё моя третья дочка Виталина – бабушкин портрет!

18 февраля Александре Ивановне Поповой исполнилось бы 95 лет. Мы должны помнить и гордиться нашей землячкой! Её имя вписано золотыми буквами в историю Сузунского района.

Г. Железнова, Сузунский краеведческий музей «Центр исторической информации»