Земляки

Что ни делается, всё к лучшему

Кратко

Мы говорим о выборе профессии с заместителем директора Сузунской школы № 2 Верой Дмитриевной Соколовой

С детства её игры были только «в школу». А в старших классах учитель уже мог попросить её исправить «двойки» неуспевающим по физике, географии. Как будто все окружающие напоминали, что её призвание рядом.
А если подготовка к урокам, помощь одноклассникам и родителям, общественная работа отнимали много сил, и времени не оставалось на свои увлечения, мудрая бабушка подытоживала-успокаивала: «Что ни делается, всё к лучшему». Как тут можно было выбрать другую жизненную дорогу, кроме учительства? Мы говорим о выборе профессии с заместителем директора Сузунской школы № 2 Верой Дмитриевной Соколовой.


Ей посчастливилось учиться у настоящих профессионалов. В Бедринской начальной школе первой учительницей была Елена Ивановна Аркашова. В Болтовской школе директор — Василий Григорьевич Куликов, а Зинаида Александровна Куликова стала её классным руководителем. Настоящая дружба связала Веру и учителя биологии и географии Валентину Андреевну Рублёву. Но сначала нужно было заслужить доверие замечательных педагогов. Ответственностью, любознательностью, распахнутыми глазами, в которых опытные учителя смогли что-то причитать.
Итак, в 1991 выпускном году у Веры сомнений не было: поступать только в педагогический институт. Приёмные экзамены в вуз сдавали в Сузуне в праздничные майские дни. В комиссии по биологии и географии — профессор Мезина из пединститута, учителя Валентина Андреевна Рублёва, Надежда Михайловна Тихоненко и Юлия Васильевна Анохина. Потом диктант по русскому языку и — здравствуй, вуз!
Учиться было интересно, на практику однокурсников распределили по городским школам, только Вере разрешили поехать в родную Болтовскую: настолько высок был авторитет сельского учителя-методиста Валентины Андреевны Рублёвой. Вера Дмитриевна собиралась и дальнейшую жизнь связать со знакомыми улицами и людьми Болтово, в школе её ждали. Неожиданный звонок первой учительницы изменил планы: «Вера, приезжай! Во второй школе есть вакансия по твоему предмету». Конечно, можно было подумать… Вспомнилась вдруг бабушка: «Что ни делается…»
Сейчас Вера Дмитриевна говорит о том давнем авансе, что выдала ей жизнь: «Со школой мне повезло. Встряска была хорошей, как неуверенного начинающего пловца кидают на глубину, так было и у меня. Такого опыта — огромная школа, большие классы, по шесть параллелей — у меня не было, и нигде в то время я бы такого багажа знаний не получила». Подготовить один урок и за день провести его во всех седьмых — от А до Е — классах; сначала анализируя на первой перемене, почему не хватило времени; успевая в этот же день где-то сократить тему или опрос; а на шестом часе наконец выдать материал так, что и себе можно «пятёрку» поставить. Вот так приходила уверенность к молодому специалисту, оттачивалось мастерство. А за методической помощью всегда можно было обратиться к опытным коллегам Галине Ивановне Москвиной, Любови Ананьевне Ольховской и Надежде Михайловне Тихоненко. «Они сыграли большую роль в моём становлении», — подводит итог Вера Дмитриевна и добавляет, что с Валентиной Андреевной Рублёвой она консультировалась по всем вопросам.
Сегодня географию для экзамена в девятом классе её ученики выбирают регулярно, шестнадцать-двадцать человек. Почему? «Дети должны научиться говорить на языке географии, владеть понятийным аппаратом, поэтому требую с пятого класса — выучить. Да, бывают слёзы, обиды. Но в восьмом классе уже понимают, что не зря я их ругала, «двойки» ставила — знания-то есть! А на итоговом экзамене в девятом классе можно пользоваться атласом; в результате, умея читать карту, можно сдать предмет на положительную оценку». Вот тогда даже троечники, словно озарение, повторяют: «Что ни делается, всё к лучшему».
Мы ещё говорим об экзаменах, ведь Вера Дмитриевна — руководитель Пункта приёма экзаменов в девятом классе. Она вспоминает с теплом свою команду — организаторов: «Многое от них зависит на экзамене, от их спокойствия и доброжелательности. Все педагоги хорошие. Мы сработались, ведь с мая по июль все школы проходят ОГЭ здесь, кроме моей, № 2». Сейчас принято ругать ЕГЭ, а она считает себя сторонницей такой формы итоговой аттестации: «У выпускника есть пятнадцать вариантов поступить в вуз, было бы желание». Не часто, но выбирают и её предмет на ЕГЭ. Это абитуриенты, которых заинтересовали специальности землеустройства, ландшафтного дизайна, урбанистики и другие. Уже в десятом классе эти ученики проверяют свои знания на Всероссийской школьной и других олимпиадах.
Что такое Сузунская школа № 2? «Целый мир, отдельный, большой: со многими входами, которые открыты для всех, — говорит, обдумывая слова. — Мы, педагоги, приветствуем все новшества, чтобы интереснее было и нам, и детям. Только появился современный образовательный контент — мы все уже там».

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ