Земляки

Год начинается первого сентября

Кратко

«Им интересно, поговорить бы ещё, а уже закончился школьный путь», — об уроках и выпускниках беседуем с учителем русского языка и литературы Ириной Кравченко

«Им интересно, поговорить бы ещё, а уже закончился школьный путь», — об уроках и выпускниках беседуем с учителем русского языка и литературы Ириной Кравченко.
Когда школьник понимает, что выбрал себе профессию, одновременно приходит и облегчение. Уж очень велик спектр: строительство, железная дорога, медицина, энергетика, сельское хозяйство, искусство, правоведение… Ирина Геннадьевна всегда была уверена, что будет именно учителем русского языка и литературы, хотя в семье у неё все железнодорожники. С чего начинается путь в профессию? В данном случае, с читающей семьи. Читать в семье любили все и очень уважительно относились к книгам. Конечно, в школьные годы были убедительными и блестящие уроки любимых учителей Сталины Ивановны Колпаковой, Галины Сергеевны Лазаревой.
Вообще в 301-й школе была очень сильная учительская армия: со своими авторитетными генералами, заслуженными полковниками и юными восторженными лейтенантами, — если уместно это сравнение. Вернуться в такую школу — очень ответственно, но интересно. И знаешь заранее: помогут, утонуть не дадут. Такая вот преемственность поколений была в тот момент, когда Ирина Геннадьевна заново перешагнула порог родной школы. И поговорка про родные стены, которые помогают, оказалась верной. Шесть лет проработала пионервожатой. Что это были за чудесные годы! Ни одного вечера не проходило впустую: всё что-то придумывала с советом дружины. А с 1990 года начался её путь как учителя русского языка и литературы…
Мы в её десятом кабинете. Конечно, говорим о детях. Как классный руководитель, она проводила в большую жизнь четыре выпуска, а сколько как учитель — и не сосчитать. «Все умницы и большие молодцы, — категорично заявляет тут же. – Было много медалистов, одарённых детей. ЕГЭ тоже сдаём успешно. Каждый раз думаю на выпускном вечере – это самые лучшие мои девочки и мальчики. Но приходит первое сентября, и всё начинается сначала. В моей жизни не было ни одного похожего дня, урока. Видите розочку в вазе? Это сегодня 6 «а» начал мой день с «сюрпризика». Так хотел с утра поднять мне настроение. А скоро придет 8 «б», у которого я четвёртый год являюсь классным руководителем». Восьмиклассники тоже понимают, как велика загруженность их учителя, и хорошее настроение – это очень важно для человека. «А мне мама сказала, что училась у Вас. А Вы помните мою маму?» — глаза пятиклассника внимательно-требовательные. Помнит, обязательно скажет об этом и улыбнётся.
У некоторых учеников первая любовь доросла до семьи. А авторитет учителя не забылся, и на предложение сына-спортсмена перевести его в другую школу папа скажет твёрдо: «Вот если Ирина Геннадьевна перейдёт в другую школу, тогда и ты перейдёшь, и именно в ту школу, где будет она. Понятно?». И грозный этот папа на всякий случай перезвонит своему бывшему классному руководителю, поинтересуется между прочим, как успехи у малолетнего спортсмена.
Как сделать из детей ещё совсем «маменькиных», пришедших из начальной школы, организованный ученический коллектив? «Чаепитиями тут не обойдёшься, поработать придётся много, — похоже, у Ирины Геннадьевны ответы есть на всё. — Моими первыми помощниками всегда являются родители. С детьми участвуем в школьных мероприятиях, выходим вместе в посёлок. Например, Ночь музеев вдохновила 8 «б» темой 100-летия пионерии: прониклись и загорелись, дружно решили стать пионерами. Вот где пригодились мои вожатские навыки. А субботник! Навалялись в листьях, нафотографировались, убрали территорию, полюбовались на чистоту — это же счастье! Ездим в город, смотрим на дельфинов, бываем в музеях и планетарии, узнаём местную историю железнодорожного транспорта, обсуждаем всё. А некоторые наши поездки становятся темой для сочинений. Заметки ребят публикуются на страницах «Новой жизни». Мои ученики участвуют в литературных конкурсах: «Открытия Земли Новосибирской», Всероссийском конкурсе сочинений и многих-многих других. Победили в конкурсе «Юный репортёр». Заинтересовались мы конкурсом «Родное слово», когда свои стихи читали и дети, и учителя».
Помнится, Ирина Геннадьевна лет двадцать назад давала такое домашнее задание: сочинить стихи. Есть ли сейчас подобное? «Да, стихи сочиняют, это творческое задание, — уточняет моя собеседница. — Я и сама сочиняю про то, что люблю: о природе, животных, Новосибирске. Но чтобы хорошо знать литературу как предмет, крайне мало двух часов в неделю. Раньше было четыре, и писали сочинения, и внеклассное чтение на протяжении школьных лет помогало развивать речь, обсуждать. Но если читаю вслух, в классе — тишина. Вижу, возникает то же самое удовольствие от чтения, что и у меня в детстве. Прерываю на самом интересном месте. А дальше? Дальше читайте сами… С каким удовольствием и теплотой бывшие выпускники вспоминают литературные гостиные, юбилейные вечера с театральными постановками, пушкинский бал… А как мои классы любили ездить в театры Барнаула и Новосибирска! Как только заканчивалось представление, сразу спрашивали, какой следующий спектакль…». Это ли не счастье для учителя, что сумел приблизить душу ребёнка к Прекрасному?
Произведения современных авторов для нечитающих детей становятся открытием. Темы интересны для обсуждения, злободневные, искренние, острые. Можно отстоять свою позицию, устроить словесные дуэли, заявить о себе как личности, самостоятельно мыслящей. Им интересно, поговорить бы ещё, а школьный путь уже закончился.
Обо всём этом ещё не знают семиклассники, которые сейчас вытаскивают из рюкзаков тетради и учебники, у них по расписанию — урок литературы.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ