Они не могут жить без железной дороги
Кратко
Люди, посвятившие себя железной дороге
«Не надоел ли за всю жизнь постоянный шум поездов? — Евгения Науман искренне удивляется этому вопросу, — Я до такой степени привыкла, что по шуму колес различаю категории поезда — пассажирский, грузовой…, а уже по нему определяю время суток. Вот, бывает, слышу, проехала электричка, значит, времени уже столько-то. Тишина наоборот пугает — смотришь на часы, а знакомого звука нет, значит, задержка, и не дай Бог что случилось».
Железнодорожная история Евгении Владимировны началась ещё задолго до её рождения. Родители были железнодорожниками, отец работал в путевом хозяйстве, начинал с монтёра пути, потом был дорожным мастером, мама работала билетным кассиром.
«Железнодорожником надо родиться, я с детства на всё это насмотрелась и мне нравилось, я вообще люблю железную дорогу», — говорит Евгения. Её старшая сестра Лидия тоже стала железнодорожником, она — дежурная по станции. Евгения часто с интересом наблюдала за её работой, как она управляет поездами, готовит маршруты – и всё это за пультом, не сходя с места. Таким образом, будущая судьба Евгении была предопределена, и хоть родные не настаивали на продолжении династии железнодорожников, но так уж вышло, что в решающий момент мама сказала: «Железная дорога будет всегда. Мало ли что случится, а тут стабильная работа, хороший коллектив».
Окончив техникум Сибирского государственного университета путей сообщения в Новоалтайске, девушка вернулась домой в Панкрушихинский район, отработала два года дежурным станции и неожиданно получила предложение стать начальником станции Сузун в Новосибирской области. Было ей тогда всего 25 лет. Не испугавшись ответственности и трудностей, которые будут её сопровождать при выполнении служебных обязанностей, Евгения переехала в Сузун и вот уже восемь лет трудится по этой непростой и вызывающей уважения профессии.
Евгения Науман отвечает за всю работу станции. За день, признается, здесь проходит около 85 пар поездов, два пассажирских дальнего следования: Омск — Рубцовск и Рубцовск — Омск ходят раз в четверо суток, и Абакан — Москва и Москва — Абакан ходят ежедневно. Каждый день проезжает электричка Камень-на-Оби – Барнаул и Барнаул – Камень-на-Оби. С воскресенья на понедельник ходит электричка Сузун – Барнаул.
В непосредственном подчинении у неё одиннадцать человек, как говорят железнодорожники, — «движенцы», которые работают в сфере организации движения поездов. «Работа у нас сложная, нужно уметь сконцентрироваться, обходиться без нервов, выполнять все по регламенту и правилам. Но, несмотря на это, я люблю её, у нас замечательный сплоченный коллектив, мы, действительно, как одна семья! — говорит Евгения Владимировна и рассказывает, — Это пять дежурных по станции: Ксения Артамонова, ей 19 лет, она пришла в прошлом году после железнодорожного техникума, постажировалась, через месяц сдала экзамены и приступила к самостоятельной работе, я сама с ней в смены ходила, сама стажировала; Светлана Агарина окончила институт, в прошлом году ей предложили работу в Сузуне, она согласилась; Наталья Дубовцева приехала с Новоалтайска, поработала, понравилось, перевезла всю семью и родителей, купили дом, ей очень здесь нравится; Кристина Харченко здесь работает давно, учились мы с ней в одном учебном заведении, она тоже в Сузун переехала, ей всё понравилось, родителей перевезла. Исполняет за меня обязанности, когда я в отпуске или на больничном; в прошлом году переехала жить в Сузун и моя сестра — Лидия Синцева. Дежурный по станции – одна из самых важных профессий, он обеспечивает безопасность процесса перевозок, распоряжается всеми вопросами движения – приёмом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы план перевозок выполнялся чётко и своевременно. Учеником дежурного у нас работает Ольга Огородник.
Штат составителей поездов тоже пять человек: Александр Карпов, Андрей Кудрин, Дмитрий Литвиненко – они работают уже более десяти лет. Не так давно трудятся ещё двое — Андрей Конин и Виктор Ян. Наши мужчины обслуживают поезда от станции Тараданово до станции Среднесибирская. Работа у них разъездная, они отвечают за формирование поездов, своевременную подачу и перестановку вагонов, надёжно закрепляют подвижной состав. Их основное рабочее место – на подножке головного вагона. Именно так и проходит значительная часть смены составителя поездов, несмотря на погоду – жару, холод, дождь, метель. А ещё они переносят тормозные башмаки весом до семи килограммов, преодолевают большие расстояния пешком по далеко не самой хорошей дороге».
Большинство несведущих в работе железной дороги людей не знают о том, что здесь трудятся специалисты полутора тысяч профессий. Алексей Пятницкий, начальник дистанции электроснабжения, приехал в Сузун из Карасука, признаётся, что и отец его работал на железной дороге, сейчас трудится машинистом-инструктором, обучает стажёров правильно управлять подвижным составом. А Алексей пошёл, как он сам говорит, в энергетику. «Мы обеспечиваем потребителей первой категории, и не только железную дорогу, но ещё котельную, детсад, школу. В подчинении у меня 15 человек, есть много техники, грузовые краны, автомобили», — рассказывает Алексей.
Юрий Иванов — электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки, в штате — восемь человек, и все они занимаются обслуживанием сложных технических средств и устройств автоматики и телемеханики, обеспечивающих безопасность движения поездов. «Мы должны обладать знаниями работников и путей сообщения, и движения поездов, и энергетической сферы, устраняем всякие непредвиденные аварийные ситуации, работаем на предупреждение отказов технических средств. Работа сложная, но мне она нравится», — говорит Юрий. В Сузун он приехал с Кузбасса.
За связь отвечает Светлана Ветрова. Всю трудовую жизнь, а это 32 года, она посвятила железной дороге. После института приехала в Сузун по распределению, да тут и осталась. «Я помню, когда только пришла, у дежурных были реле, и мы всё время бегали контакты чистили, а сейчас всё цифровое, очень сильно изменилось, — поясняет Светлана. — Нас здесь пятеро здесь работает». На вопрос, любит ли она свою работу, отвечает, не задумываясь: «А как её не любить? Я вот один раз шла и думала: вот если я не буду на железной дороге работать, то что будет? А будет то, что я не смогу жить без железной дороги».
Светлана ИОСТ