Образование

Торт с кофе — не фокстрот

Кратко

Ольга Сорокина, учитель Сузунской школы №1: 35 лет по школьному расписанию

Почему школьники выбирают профессию учителя? Как правило, были в их жизни люди, на которых хотелось равняться. Помнит своих любимых педагогов и Ольга Алексеевна Сорокина.

«Для меня литература всегда была на первом месте: я любила читать. Училась в Сузунской школе № 2. Интересными казались уроки русского языка Галины Ивановны Скобелевой. Строгая, требовательная, она умела так выстроить занятия, что правила запоминались легко. А Галина Ильинична Шувалова научила писать сочинения. Педагоги видели во мне перспективу, часто вызывали к доске. Вообще наш класс был сильным, все стремились стать ещё лучше. Как сложатся наши судьбы, какие знания мы должны получить, было не всё равно и нашему классному руководителю Нэлли Ивановне Мяделец», — говорит Ольга Алексеевна.

Близится и её личный юбилей — скоро исполнится тридцать пять лет педагогической деятельности. Учила литературе и русскому языку ребят в Ключиковской школе, была классным руководителем и с удовольствием вспоминает своих выпускников. После переезда в Сузун устроилась на работу в коррекционную школу.

А в 2012 году появилась вакансия в Сузунской школе № 1. Классное руководство было непростым: предстояло знакомиться не с пятиклассниками, как бывает обычно, а со сложным восьмым классом. Было в их жизни трагическое событие, которое сплотило тогда подростков и учителя. Через два года ушли те, кто не стремился сразу поступать в вуз. «Удивляюсь сама, ведь мы вместе провели только два года, но те девятиклассники до сих пор приходят ко мне, звонят. Никогда на улице не пройдут просто мимо. Рассказывают, хвалятся семьями, а мне приятна их теплота», — улыбается Ольга Алексеевна.

Меняются ли дети, если сравнивать поколения? Конечно, меняется жизнь, а они — часть этой жизни. Как пример — её первый выпуск. Ходили в походы, не боялись клещей. Был принцип: что не запрещено — разрешено! Не требовалось заранее подписывать кучу документов, чтобы вывести или вывезти детей за территорию школы. Конечно, учитель и тогда нёс полную ответственность за детей. Но ощущение свободы было другим. «Ребята учили меня, я от них училась. Каждый новый пятый класс — как открытие. Сегодня дети по-другому воспринимают мир. Как их, с их клиповым мышлением, учить, чтобы им было понятно? Приходится не выпадать из времени, в этом залог нестарости учителя, он обязан быть современным и интересным. И родители моего седьмого класса — тоже из другого времени, это вижу на родительских собраниях. В классе двадцать семь детей, из них мальчишек — девятнадцать: от больших умниц до первых разгильдяев по школе. Они уже становятся спокойнее, сложный период мы пережили. Главное, не отпугнуть их от школы, чтобы не было отторжения, чтобы каждый состоялся как человек», — плюсом своего возраста Ольга Алексеевна считает, что ей доверяют и взрослые, и ученики.

Если есть у школьников интерес к предмету, тогда и учить их просто: слушают на уроке, выполняют домашние задания, окунаются в исследовательские работы, анализируют и делают собственные открытия. А как вызвать такой интерес? «Через литературных героев или судьбу автора перейти к тому, что сейчас волнует твоих учеников; можно уйти от темы урока к ответам на вопросы подростков, говорить о жизни, — поясняет учитель. — В современной литературе появились новые произведения об их ровесниках. Я смотрю в интернете рекомендации блогеров-детей, это читающие люди. Своим ученикам не рассказываю сюжет до конца, пусть читают, сами ищут ответы. Есть отдача, которую жду. Иногда они сами находят авторов и спрашивают на уроке, почему мы эту книгу не трогали».

Склонение имён числительных, запятые при деепричастных оборотах, омонимы и антонимы, палиндромы про лапу Азора и торт с кофе, а ещё  «Почему в других славянских языках не шесть падежей?» — много открытий совершают ученики вместе с учителем, и бездонность русского языка поражает всякий раз…

Это сложно: тридцать пять лет жить по школьному расписанию? В ответ: «Мне всегда хочется идти на работу».

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ